Системная модель мировоззрения является способом представления основных элементов и взаимосвязей мировоззренческих представлений в систематизированной форме. Это своего рода рамочная структура, которая помогает понять, какие основные ком-поненты и каким образом соединены в мировоззренческой системе человека.
Одной из ключевых репрезентаций системной модели мировоззрения может быть установление связей между основными мировоззренческими катего-риями: онтологией (взглядами на природу бытия и его основные процессы), гносеологией (пониманием процесса познания и его возможностей), акси-ологией (ценностным отношением к миру), этикой (нормами и принципами поведения в мире), антропологией (представлениями о человеке), историей (пониманием прошлого и его роли в настоящем), социологи-ей (представлениями о месте и роли человека в обществе), психологией (по-ниманием устройства и функционирования психики человека) и космологией (осознанием места человека во Вселенной).
Но существует несколько подходов к моделированию системы мировоззре-ния. Например, в рамках мировоззренческой парадигмы, разработанной В. С. Степиным, акцент сделан на разделении мировоззренческой системы на три составляющие: миропонимание (представления о мире и его устройстве, о природных и соци-альных законах, о смысле и целях жизни), ценностное сознание (представления о ценностях и их иерархии, о моральных и этических нормах поведения) и деятель-ностное сознание (представления о своей роли и месте в обществе, о целях и спосо-бах действия).
В то же время, Е. М. Суконкин предлагает более развернутую модель, в которой мировоззрение строится на базе чтения и истолкования письменных источников. Согласно его модели, мировоззренческая система состоит из трех подсистем: познавательной (которая определяет наши способности к познанию и наше отношение к познанию мира), миропонимательной (где формируется об-shie представления о том, как устроен мир и какими законами он управляется) и мировосприятиельной (которая обуславливает наши представления о мире и влияет на представления об объектах).
Однако, независимо от конкретной модели, в центре любой системы мировоз-зрения стоит мироприятие – система восприятия и оценки мира, основанная на миро-видении и мировоззрении. Мироприятие формируется и развивается в процессе об-ращения человека к миру, его осмысления и интеграции в свое собственное предста-вление о нем. Мироприятие определяет, какие аспекты реальности нам представляются важными или устойчивыми, а какие – нет; какими состояниями и явлениями мы про-сто воспринимаем, а какие – анализируем. Мироприятие также влияет на наше ощущение времени, ведь определенные явления и события мы воспринимаем как долгие и неизменные, а остальные – как быстро изменяющиеся и ускользающие.
Таким образом, системная модель мировоззрения является инструментом для анализа и понимания сложной структуры мировоззренческих представлений, позволяет выявлять основные элементы и соединения между ними. Она помогает понять, как представления о мире, человеке, ценностях и других аспектах реальности формируются, взаимодействуют и влияют на наше восприятие и действия. В разных моделях мировоззрения могут быть включены различные категории и понятия, но в итоге все они направлены на то, чтобы помочь нам осознать и организовать нашу мировоззренческую картину мира.