Специфические черты сложившейся в России федеративной системы можно выделить несколько:
1. Государственно-территориальное устройство. Российская Федерация состоит из 85 субъектов, включая 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), 1 автономная область и 4 автономных округа. Это разнообразие формирований не только создает условия для развития и самоопределения различных национальностей, но и обеспечивает баланс интересов разных регионов и учитывает их особенности.
2. Принцип разделения властей. В России федеративная система основана на принципе разделения властей между федеральным центром и субъектами РФ. Федеральный центр осуществляет регулирование основных сфер деятельности государства, таких как оборона, иностранные дела, монетное дело, налогообложение и др. Субъекты РФ имеют право на самоуправление, в пределах, определенных Конституцией и законами РФ, и ведут собственную политику в сферах, не отнесенных к исключительной компетенции федерального центра.
3. Финансовые отношения между федеральным центром и субъектами РФ. В России существует система перераспределения финансовых ресурсов между регионами, которая осуществляется по принципу целевого финансирования: средства, поступающие от федерального бюджета субъектам РФ, направляются на укрепление и развитие их экономического потенциала и социальной сферы. Данный механизм позволяет снизить разрыв в уровне жизни и экономическом развитии регионов, сохранить их социальную и экономическую стабильность.
4. Права национальных меньшинств. В России существует система защиты и поддержки прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют самостоятельность в установлении и реализации своих правовых актов, которые учитывают особенности и культурные традиции местных народов.
5. Федеральная система образования и здравоохранения. В России федеративная система также применяется в области образования и здравоохранения. Каждый субъект РФ имеет право определять свою образовательную и медицинскую политику, создавать свои учебные программы и управлять системой здравоохранения на территории субъекта.
Такие специфические черты федеративной системы России обеспечивают баланс власти между федеральным центром и субъектами РФ, учитывают разнообразие регионов и народов, позволяют сохранить и развивать особенности каждого субъекта, а также способствуют созданию единого и согласованного государства.