Второй период творчества Уильяма Шекспира, который протекал с примерно 1599 по 1606 годы, отличался от первого периода более глубоким и трагичным отношением к человеческой природе и обществу. На протяжении этого периода Шекспир создал несколько великих трагедий, включая "Гамлета", "Отелло", "Короля Лира" и "Макбета". В этих произведениях автор отразил кризис гуманизма и трагизма эпохи Возрождения.
Возрождение было временем возвышения человека, центром вселенной, основой всех идей и действий. Гуманизм пропагандировал идеалы свободы, рационализма, гуманности и оптимизма. Но со временем стало ясно, что идеалы Возрождения не всегда реализуемы в реальной жизни. Шекспир в своих трагедиях поднимает вопросы о неполноте человеческой натуры, неизбежности смерти и предательства, аморальности и жестокости общества.
Одним из основных мотивов трагедий Шекспира является кризис веры и истины. В "Гамлете", например, Гамлет сомневается в достоверности истории об убийстве его отца и строит планы на отмщение, основываясь на наблюдениях и философских размышлениях, а не на доказательствах. Сомнение и неопределенность становятся основными составляющими характера героя. Подобный подход отражает философские тенденции того времени, включая скептицизм и релятивизм.
Еще одной темой, присутствующей в трагедиях Шекспира, является противоречие между выставленным обществом и реальностью натуры человека. Герои Шекспира сталкиваются с жестокостью и несправедливостью мира, которые проистекают из коррумпированности и корыстолюбия общества. "Отелло" является примером героя, разорванного между своим внутренним миром и общественной реальностью. Особенно важным является мотив расизма, который отражает противоречия и предубеждения ранней модерной эпохи.
Кризис гуманизма и трагизма также отражены в представлении о власти и моральности. Герои Шекспира, такие как Макбет и Король Лир, вмешиваются в борьбу за власть и сталкиваются с тяжелыми последствиями своих действий. Они переживают трагические потери и раскрывают свои собственные недостатки и слабости. В этих произведениях Шекспир исследует вопросы о добре и зле, морали и этичности, показывая, что даже самые сильные и умные люди могут стать жертвами своих собственных страстей и корыстолюбия.
Таким образом, второй период творчества Шекспира отражает кризис гуманизма и трагизма эпохи Возрождения. Противоречия, сомнения, моральные дилеммы и неизбежность смерти - все эти темы присутствуют в его великих трагедиях, создавая более реалистичное и сдержанное видение человеческой природы и общества. Этот период творчества Шекспира открыл новые горизонты для драматического искусства и оказал значительное влияние на последующие поколения писателей и мыслителей.