Образ окна, прорубленного в Европу благодаря реформам Петра I, в поэме А. С. Пушкина и птицы-тройки в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» являются символами в произведениях, характеризующими Россию и ее связь с западной Европой. Оба образа раскрывают информацию о реальной действительности России в то время, когда страна переживала сильные трансформации и стремилась приблизиться к европейским стандартам.
В поэме А. С. Пушкина "Борис Годунов" имеется стихотворение, в котором описывается смутный период в истории России, когда на престол встал Борис Годунов, после смерти царевича Дмитрия. Очевидцем этой семейной трагедии является монах Пимен, который в данном случае является источником информации о происходивших событиях. Пимен рассказывает о том, как Борис Годунов, стремясь укрепить свою власть, давил на оппозицию и подавлял народ. Он сравнивает Россию с запертым окном, которое нуждается в воздухе. Таким образом, окно в поэме Пушкина символизирует Россию, живущую в изоляции от западной Европы и нуждающуюся в перемене и проникновении в нее новых идей и технологий, которые могли бы укрепить государство.
В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" птицы-тройки присутствуют в полевых обрезах (забаллотированных крестьян) и олицетворяют основной экономический интерес героев произведения - увеличение количества крестьянских душ во владении, что приносит им доход. Этот образ является символом эксплуатации крестьян и коррупционной системы, которая превратила живых людей в мёртвые души. Птицы-тройки подчеркивают жадность и бесчеловечность героев, а также характеризуют реальную действительность России в то время, когда существовала система крепостного права и крестьяне являлись собственностью помещиков.
Другими примерами художественных образов, характеризующих Россию, являются:
1. Образ Святогора в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Святогор является плодом воображения и символизирует невозможность для России избегнуть внешнего влияния. Он олицетворяет мощь и величие России, а также ее зависимость от внешних факторов.
2. Образ матрёшки в русской народной культуре. Матрёшка символизирует идею о сложности и глубине русской души. Каждый следующий слой матрёшки открывает новый образ, которой полностью скрыт под предыдущим слоем. Этот образ также указывает на то, что Россия имеет многостороннюю и сложную культуру, которая может быть источником богатства и идентичности.
3. Картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге" и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Обе картины являются изображением трудолюбивого и сурового русского народа. Они показывают трудности и лица русских крестьян и казаков, а также их силу и выносливость.
4. Образы из произведений Федора Достоевского, такие как Раскольников из "Преступления и наказания" или Иван Карамазов из "Братьев Карамазовых". Эти персонажи рассматриваются как типичные представители русской души со своими противоречиями и внутренними конфликтами. Их психологический портрет является отражением реальной действительности и состояния ума в России.
Все эти образы помогают раскрыть информацию о реальной действительности России, ее истории, национальной идентичности и отношения к западной Европе. Они отражают особенности русской культуры, характера и места в мировой истории. Эти образы помогают лучше понять Россию как уникальное и многослойное государство, которое имеет свою собственную историю, традиции и ценности.