Воспитанность является одним из важнейших аспектов формирования личности школьника. Педагогические диагностические методики изучения воспитанности школьников позволяют выявлять уровень развития моральных, этических и социальных качеств ребенка и определять дальнейшие пути его развития.
Одной из наиболее используемых методик в России является анкетирование учащихся и учителей. Анкеты могут содержать вопросы о дисциплинированности, уважении к людям, наличии целей, ответственности, социализации, способности к сотрудничеству и т.д.
Однако, анкетные методы имеют свои ограничения, так как некоторые школьники могут давать неправдивые ответы из-за неуверенности или боязни наказания. Поэтому, для получения более объективных данных следует комбинировать анкетные методы с другими методиками, например, с наблюдением, экспертными оценками, интервью и анализом письменных работ.
Наблюдение позволяет оценить проявление воспитанных и невоспитанных черт ребенка в жизненных ситуациях, например, во время занятий, во время перерывов между уроками, во время общения с другими учениками и учителями. Экспертные оценки осуществляются специалистами, которые имеют большой опыт в области воспитания. Они используют различные критерии оценки, которые могут быть как количественными, так и качественными.
Интервью предоставляет возможность получить глубокие знания о характере и личности ученика, и понять, как он видит самого себя. Эта методика может быть использована как для анализа поведения ребенка, так и для выявления его потенциала. Анализ письменных работ также позволяет выявить уровень интеллекта ребенка, его способности к анализу и обобщению информации, уровень развития речевых способностей и умения правильно выражать свои мысли.
Кроме того, при оценке воспитанности школьников следует учитывать их возрастную категорию, так как подростки и младшие школьники имеют разное представление о том, что является хорошей/плохой воспитанностью. Также, методики должны учитывать социально-экономический статус семьи, культурный контекст и другие факторы, которые могут влиять на формирование воспитанных или невоспитанных качеств у детей.
Таким образом, педагогические диагностические методики изучения воспитанности школьников могут быть разными и комбинированными, предоставляя возможность получить более полную картину о воспитанности учеников. Однако, при их использовании необходимо учитывать ограничения и особенности каждой методики, а также социокультурный, возрастной и социально-экономический контекст, в котором находятся дети и их семьи.