Музыкальная культура России XVIII–XIX вв. обладает рядом характерных особенностей, связанных с историческими, социальными, духовными и культурными особенностями этого периода. Для понимания музыкальной культуры России XVIII–XIX вв. необходимо учитывать следующие важные моменты.
Первоначально, это отсутствие одной унифицированной музыкальной культуры в России данного периода. Дело в том, что существовании у России множества народов внутри страны не совсем было характерно для Европы. Это повлияло на формирование музыкальной культуры, которая была разнообразной и многоликая.
В ранний период XVIII века, в России преобладало пение церковных песнопений, так как Ордена и церкви играли важную роль на территории России. В то же время, императрицей Екатериной II был введен запрет на посещение театров, вследствие чего в России не было развития оперной культуры. Однако, русская музыка XVIII века была во многом связана с музыкальными традициями Западной Европы и русские композиторы, такие как Брейтенфельд, Киви, Буровский, Черепнин и другие писали музыку в стиле западноевропейской классики.
В XIX веке, после закрепления правления императора Николая I, музыкальная культура России стала особым явлением во всем мире. Русских композиторов (Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Глинка и т.д.) стали выделять их национальные красочные звучания и особенности. Кроме того, важное значение имела духовная музыка, которой уделялось большое внимание. Коронной духовной музыкой России были И. А. Крылов, Н. А. Каргер и Д. С. Бортнянский, которые были всенародными любимцами.
Второй момент, который нужно учитывать, это преобладание народной музыки. В России большинство людей состояло из крестьян и мужиков, для которых была характерна народная музыка. Она сочетала в себе элементы песни, танца и музыки, которые отражали национальный характер и традиции России. Народная музыка постепенно стала проникать в классическую музыку и тем самым имела большое влияние на формирование музыкальной культуры России XVIII-XIX вв.
Третий момент, который необходимо упомянуть, это развитие музыкального образования и радиовещания. В этот период в России появились первые музыкальные школы, консерватории и филармонии. Обучение музыке стало более доступным и широко распространенным, что способствовало улучшению качества исполнения музыки на высоком уровне профессионализма. Развитие радио и дисковой индустрии также способствовали популяризации музыки и распространению ее в широкие массы.
Таким образом, характерные особенности музыкальной культуры России XVIII–XIX вв. можно связать с музыкальными традициями Западной Европы, народной музыкой, духовной музыкой, развитием музыкального образования, радиовещания и дисковой индустрии.