5. Принцип прогрессирования воздействий в тренировочном занятии заключается в постепенном увеличении нагрузки на организм, чтобы достичь требуемого уровня физической формы или спортивных результатов. Этот принцип основан на том, что организм адаптируется к нагрузке, и постепенное увеличение интенсивности или объема тренировок способствует развитию физической силы, выносливости и других физических качеств.
Принцип прогрессирования воздействий в тренировочном занятии позволяет избежать переутомления и травм, поскольку организм имеет возможность постепенно адаптироваться к нагрузке. Кроме того, этот принцип позволяет сохранять мотивацию и интерес к тренировкам, поскольку каждый новый тренировочный цикл становится сложнее и вызывает чувство достижения прогресса.
Пренебрежение принципом прогрессирования воздействий может привести к негативным последствиям. Если нагрузка резко увеличивается без необходимой подготовки организма, это может привести к перенапряжению и переутомлению. В результате спортсмен может потерять интерес к тренировкам из-за чувства усталости и неудовлетворенности результатами. Кроме того, резкое увеличение нагрузки без подготовки может привести к травмам, таким как мышечные напряжения или растяжения.
Поэтому осуществление тренировочного занятия с учетом принципа прогрессирования воздействий предполагает постепенное увеличение интенсивности и объема тренировок в течение длительного периода времени. Это может быть достигнуто путем увеличения веса, повторений или времени, затраченного на выполнение упражнений. Также следует учитывать индивидуальные особенности и цели спортсмена, чтобы определить оптимальный уровень нагрузки.
6. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия в тренировочном занятии предполагает учет возрастных особенностей участников занятия при планировании и проведении тренировок. Каждый возрастной период характеризуется своими физиологическими, психологическими и эмоциональными особенностями, которые необходимо учитывать для достижения максимального эффекта от тренировок.
Для детей младшего школьного возраста важно предоставить возможность для физического развития и освоения элементов базовых двигательных навыков. Нагрузка должна быть умеренной, приспособленной к их возрасту и физическим возможностям. Игровые формы занятий, использование разнообразных снарядов и оборудования помогают привлечь их внимание и развить интерес к физической активности.
Для подростков и подростковых спортсменов важно учитывать рост и развитие их организма, а также особенности психоэмоциональной сферы, связанные с переходным возрастом. Нагрузка должна быть предельной, исключать травматические риски и способствовать развитию выносливости и специфических навыков в выбранном виде спорта.
Для взрослых спортсменов и людей более старшего возраста важно учитывать физическую подготовку и возможные ограничения, связанные с возрастом или физическим состоянием. Нагрузка должна быть разнообразной, умеренной и соответствующей конкретным целям человека. Также следует учитывать индивидуальные особенности, такие как заболевания и физические ограничения.
Пренебрежение принципом возрастной адекватности педагогического воздействия может привести к нежелательным последствиям. Перетренировка, травмы или потеря интереса к занятиям могут возникнуть, если нагрузка не соответствует возрастным особенностям и физическим возможностям участников. Кроме того, недостаточная нагрузка может не привести к достижению желаемых результатов.
Поэтому для достижения наилучших результатов тренировочное занятие должно быть организовано с учетом возрастных характеристик участников. Индивидуальный подход, варьируемость и гибкость нагрузок позволят достичь оптимального физического развития и спортивных результатов в зависимости от возраста и физических особенностей каждого человека.