Детский коллектив является одновременно объектом и субъектом воспитательного процесса. Коллектив представляет собой группу детей, которые находятся в постоянном взаимодействии между собой и взрослыми членами коллектива, в рамках установленных взаимоотношений.
Структура коллектива зависит от целого ряда факторов: возраста детей, количества детей в группе, социальной и культурной обстановки, специфики воспитательного учреждения, его режима и особенностей работы педагогов, а также от единства целей и задач родителей и учителей по воспитанию детей.
Одно из ключевых педагогических условий становления коллектива в младшем школьном возрасте — организация самостоятельного выбора детей вступать в коллектив или нет. Это позволяет формировать позитивное отношение к коллективу и укреплять чувство принадлежности к данной группе.
Другим важным элементом становления коллектива является социальное взаимодействие между детьми, которое может быть организовано как в рамках игровой деятельности, так и на занятиях, различных мероприятиях и праздниках. Такие формы взаимодействия позволяют детям учиться общаться, вырабатывать навыки конструктивного решения конфликтов, осознавать свою роль в коллективе и т.д. Закладывание на таком этапе базовых навыков и норм поведения является важнейшей задачей педагога.
Структура коллектива может быть различной, но в целом можно выделить три основных типа: группы единомышленников, группы пассивных членов и группы доминирующих личностей. Первый тип связан с единством целей и задач, общих интересов и характеризуется позитивной средой и духом сотрудничества внутри коллектива. Второй тип, в свою очередь, связан с отсутствием активизации во взаимодействиях, возможными конфликтами и другими негативными явлениями. Третий тип - сформирован на основе доминирования одного или нескольких членов коллектива, что может привести к нарушению нормального функционирования коллектива.
Таким образом, формирование структуры коллектива в младшем школьном возрасте — процесс комплексный, многомерный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку и к всему коллективу. Успех этого процесса зависит от многих факторов, таких как организация взаимодействия между детьми и взрослыми, создание условий для самостоятельного выбора детьми вступать в коллектив или нет, организация социального взаимодействия между детьми и т.д.