Методы воспитания, направленные на формирование сознания и ценностных ориентаций личности, имеют огромную роль в становлении и развитии индивидуальности каждого человека. Эти методы включают в себя не только формальные учебные программы, но и неформальное обучение, воспитание в семье, взаимодействие с окружающим миром и многие другие факторы.
Одним из основных методов воспитания, влияющих на личность, является образовательный процесс. Современная педагогическая наука выделяет следующие направления образования: гуманистическое, социальное, личностно-ориентированное. В каждом из этих направлений уделяется большое внимание формированию ценностных ориентаций и сознания личности.
Так, в рамках гуманистического подхода, который основывается на уважении к индивидуальности каждого ученика, акцент делается на формировании моральных ценностей. В этом случае, педагог становится не просто трансмиттером знаний, а неким примером для подражания. В личностно-ориентированном подходе процесс обучения строится на ориентации на индивидуальные потребности и интересы каждого ученика, на оценке и развитии его личностных качеств. В социальном подходе акцент делается на формировании социально-ответственного поведения, гражданской позиции, реализации потребностей общества.
Воспитание в семье также оказывает огромное влияние на формирование сознания и ценностных ориентаций личности. Родители являются первыми учителями в жизни ребенка, именно они формируют первичные понятия о мире, о морали и нравственности. Кроме того, воспитание в семье может закладывать основу мировоззрения, которое будет определять поведение ребенка на протяжении всей его жизни.
Характеристика методов воспитания, влияющих на сознание и направленность личности, не может обойти стороной влияние массовой культуры на формирование ценностей личности. Современная массовая культура, включая телевидение, кинематограф, интернет, игры и т.д., оказывает огромное влияние на личность человека, формируя его вкусы, ценности и мировоззрение. Важно отметить, что данное влияние может быть не только положительным, но и отрицательным.
В заключение можно сказать, что методы воспитания, влияющие на сознание и направленность личности, являются многогранными и многоплановыми. Важно подходить к этому вопросу комплексно, учитывая влияние не только образования и воспитания в семье, но и массовой культуры и других факторов. Обычно цель воспитания включает в себя не только получение знаний и профессиональных навыков, но также и формирование моральных принципов, развитие социальной ответственности, гражданской позиции и общей культуры.