Казахская философия, как и многие другие национальные философии, возникла на базе духовно-культурной традиции. Она индивидуальна и своеобразна и формировалась под влиянием представлений народных мудрецов, населявших степи и горные районы Казахстана.
В основе казахской философии лежит миросозерцание – представление о мире, как о единстве всех вещей. В традиционной казахской культуре все было связано между собой, от самого незначительного до самого важного, и каждое явление имело свою причину и последствия. Казахи видели мир как огромную систему, где все находится во взаимодействии друг с другом.
Понятия добра и зла, справедливости и несправедливости являются ключевыми в казахской философии. Добро и зло в казахской культуре имеют глубокий социальный и коллективный контекст, они не персонифицируются, как это принятно в западной философии. Здесь речь идет в первую очередь о достижении гармонии между людьми и окружающим миром. Поэтому важность социальных взаимодействий проявляется не только в поведении человека, но и в организации общественной жизни.
Проблемы нравственности отражаются в творчестве акынов (крестьянских поэтов) и жырау (заступников духовного наследия). Одна из важнейших идей, заложенных в их творчестве, – это идеал хорошего человека (адамдық).
Акыны и жырау в своих творениях на многие лета и века то живую, то ученую, то весьма философскую тему о нравственности в религизной поэзии. Их произведения обращены к вопросам морали, этики, богословия, а также к проблемам социального и политического порядка. Нравственность в их творчестве выражается через призывы к человечности, справедливости и взаимопомощи, а также в обращении к положительным качествам ума и души.
Акыны пели о правде, милосердии и честности. Они посвятили много своего времени заботе о бедных и страдающих, сочувствуя их бедам и болезням, а также защищая их от жестокости власти. Жырау разъясняли новообретенные знания и практики, касающиеся всевозможных аспектов жизни.
Таким образом, миросозерцание, проблемы нравственности и взаимоотношений с окружающей средой формируют основу казахской философии. Традиционная казахская культура представляет собой источник многих интересных философских идей, которые до сих пор актуальны и могут вдохновлять на новые открытия и размышления.