Казахская философия сформировалась в условиях сильного влияния иранской и мусульманской традиций, а также исторических традиций кочевого образа жизни и охоты. В целом, миросозерцание казахской философии базируется на представлениях о том, что мир состоит из неба, земли, людей и животных, а также что все это взаимосвязано и зависит друг от друга. Казахская философия не имела полноценной своей книжной культуры, и формировалась в основном вне философии как науки.
Одной из актуальных проблем казахской философии была проблема нравственности. Нравственные ценности и нравственный кодекс, если таковые были в традиционной казахской культуре, были выражены в форме притчей, легенд, поговорок и т.д. Однако, главными источниками нравственности в традиционной казахской культуре были религия и духовность.
Акыны и жырау - духовные лидеры и певцы казахской культуры, которые выражали в своих произведениях нравственные ценности и проблемы казахов, а также философские взгляды на жизнь. Например, жырау Кунафин выразил свое мнение об управлении правителей в песне “Асыл шар”, где он критикует нарушения и несправедливость правителей, и призывает к равновесию и справедливости в управлении. Акын Оразбек выразил свое видение нации и государства в песне “Ұмытқан жер”, где он показывает образ людей, забывших о своих корнях и истории, и призывает к верному пути.
Также, одной из актуальных проблем казахской философии была проблема национального самосознания. Казахская философия пыталась определить особенности национального духа, и показать, что является ценным и красивым в культуре казахов. Назарбаев Абдулат в своей работе “Қазақ философиясындағы мекенжайу мен мақсат” определяет факторы, влияющие на формирование национального сознания, и призывает к их укреплению.
В заключении, можно констатировать, что казахская философия в большей степени представляет собой культурный кодекс, нежели полноценную научную дисциплину. Она базируется на традиции кочевого образа жизни, религии и духовности, а также на опыте и истории народа казахов. Творчество акынов и жырау является одним из ярких проявлений казахской философии, в котором выражаются нравственные ценности и проблемы народа, и которое является важной составляющей культурного наследия казахов.