3. Динамика межличностных отношений – это изменение качества и характера взаимоотношений между людьми. Она может быть положительной или отрицательной, в зависимости от того, какие поведенческие модели проявляют участники отношений.
Например, если люди взаимодействуют друг с другом уважительно, готовы выслушивать и понимать точку зрения собеседника, проявлять внимание и интерес к его проблемам, то это приводит к развитию дружеских и доверительных отношений. В таком случае можно говорить о позитивной динамике межличностных отношений.
Если же люди пренебрежительно общаются, не проявляют интереса к собеседнику, не уважают его, то такие взаимоотношения скорее всего будут негативными, и их динамика будет направлена на ухудшение отношений.
Критерии, характеризующие качество межличностных отношений, могут быть разными, но некоторые из них можно выделить:
- Способность к общению, включающая умение слушать и выслушивать, уважать мнение собеседника, демонстрацию эмпатии.
- Уровень коммуникабельности, который описывает готовность и возможность контактировать с окружающими людьми.
- Способность кооперироваться, т.е. готовность к сотрудничеству, взаимопомощи и уважению нужд другого человека.
- Умение управлять эмоциями, что означает умение контролировать и регулировать свои эмоции и выражать их адекватно, без нарушения прав и интересов окружающих людей.
4. Эмпатия – это способность понимать и чувствовать чужие эмоции и переживания, а также проявлять сочувствие и заботу о других людях. Эмпатия является важным компонентом межличностных отношений и взаимопонимания в обществе.
Проявления эмпатии могут быть разными в зависимости от конкретных ситуаций и людей, но некоторые общие характеристики можно выделить:
- Способность слушать другого человека и понимать его эмоции и мотивы поведения.
- Готовность проявлять сочувствие и поддержку, когда собеседник испытывает трудности и проблемы.
- Внимание к человеку, которое проявляется в тщательной и точной оценке ситуации и потребностей своего собеседника и т.д.
Роль эмпатии в деятельности учителя существенна. Это связано с тем, что учителя работают с людьми и должны уметь взаимодействовать с ними эффективно. Эмпатия позволяет учителю понимать учеников на более глубоком уровне, что способствует эффективному общению и улучшению качества взаимодействия.
При проявлении эмпатии учителю становится проще учитывать интересы и потребности учеников, а также осознавать эмоциональную сферу учеников. Это в свою очередь помогает учителю лучше организовывать занятия, подходить к каждому ученику индивидуально и создавать благоприятную обстановку в классе.
Проявление эмпатии со стороны учителя в значительной степени влияет на психологическое состояние учеников, уменьшает недоверие и напряженность в классе, делает обучение более продуктивным и интересным. В целом, эмпатия позволяет учителю быть более эффективным в работе, более близким и понятным для учеников, а также создать духовно насыщенную образовательную среду.