В главе 3 Конституции РФ, посвященной федеративному устройству, содержатся принципы федерализма. Основные принципы федерализма, отраженные в данной главе, можно выделить следующим образом:
1. Принцип неделимости государственной власти. Он закреплен в статье 11 Конституции, которая гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную", а также в статье 65, где говорится, что "законодательство и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и законодательство и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции должны быть приняты на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации". Эти статьи подчеркивают, что государственная власть в Российской Федерации разделена между федеральным правительством и правительствами субъектов федерации, и что оба уровня власти имеют свои полномочия и компетенцию.
2. Принцип подчиненности субъектов российской федерации федеральному праву. Он заложен в статье 66 Конституции, которая гласит: "Единство федерального рынка, финансово-кредитной системы, обеспечиваемое признанием единственной денежной единицы Российскй Федерации – рубля, а также единства таможенного, торгового и иных режимов отношений". Эта статья подчеркивает, что вся Российская Федерация находится в едином экономическом и правовом пространстве, а субъекты федерации подчиняются федеральному законодательству в указанных сферах.
3. Принцип равноправия и самоуправления субъектов федерации. Он отражен в статье 77 Конституции, которая гласит: "Субъекты Российской Федерации равноправны между собой". Эта статья подчеркивает, что все субъекты Российской Федерации имеют равные права и полномочия, а также гарантировано их самоуправление.
Кроме принципов федерализма, в главе 3 Конституции РФ также содержатся статьи, посвященные структурным и функциональным началам организации Российского государства.
Статья 11 Конституции устанавливает структуру органов государственной власти в Российской Федерации - законодательная, исполнительная и судебная. Таким образом, данная статья отражает структурное начало организации государства.
Статьи 71-73 Конституции посвящены трехсторонним отношениям между последними в Российской Федерации, а именно взаимодействию между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Они предусматривают распределение властных полномочий между указанными субъектами и отображают функциональное начало организации государства.
Статья 85 Конституции посвящена отношениям между федеральным правительством и правительствами субъектов Российской Федерации. Она определяет порядок взаимодействия и координацию действий между ними в решении вопросов совместного проявления и осуществления власти. Таким образом, эта статья также отражает функциональное начало в организации государства.
Часть 3 статьи 125 Конституции устанавливает право Российской Федерации заключать международные договоры, а также подчеркивает, что федеральное законодательство имеет приоритет перед международными договорами, нарушение которых может привести к отмене таких договоров или их отдельных положений. Эта статья отмечает, что Российская Федерация сохраняет свою суверенитет и имеет право регулировать свои внутренние дела в соответствии с своей Конституцией и законами, что также подчеркивает функциональное начало организации государства.
Таким образом, статьи Конституции РФ, приведенные выше, отображают основные принципы федерализма, а также структурные и функциональные начала организации Российского государства. Они подразумевают разделение власти между федеральным и региональным уровнями, подчинение субъектов федерации федеральному законодательству, равноправие и самоуправление субъектов, а также определяют структуру и функции органов государственной власти.