Цели образования являются важным компонентом любой образовательной системы, так как определяют ее миссию и задачи, а также решаются как социальные проблемы. Они могут быть разными для разных уровней образования и зависят от социальных потребностей общества.
Основными целями первичного общего образования являются формирование общей культуры и социального опыта учащихся, базовых знаний и навыков, а также развитие когнитивных, личностных и социальных качеств. На этом уровне образования главной проблемой является формирование культуры чтения, понимания и анализа информации, а также привитие навыков общения и взаимодействия в социуме. В рамках этого образования ученики изучают основные предметы, такие как математика, русский язык, иностранные языки, обществознание, природоведение и технологии.
Среднее общее образование имеет своей целью подготовку учащихся к жизни и профессиональной деятельности, путем расширения знаний, развития творческих и аналитических способностей, социальной активности и гражданской ответственности. На данном уровне образования важно развивать не только когнитивные качества, но и навыки критического мышления, самостоятельности и коммуникативности. Здесь обучаются более углубленно такие предметы, как математика, русский язык, иностранные языки, история, литература, физика, биология и химия.
Высшее образование имеет целью подготовить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в современном социуме. Обучение на данном уровне предполагает углубленное изучение выбранной специализации и требует от студентов накопления большого количества новых знаний, умений и навыков. Высшие учебные заведения ориентированы на формирование личности и культуры высококвалифицированного специалиста, который будет готов работать в соответствии с требованиями рынка труда и прикладных потребностей. Здесь также значима роль развития самостоятельности, критического мышления, исследовательских навыков и коммуникативности.
Уточнив цели образования, можно говорить о их социальной обусловленности. Каждая цель образования направлена на решение определенной социальной проблемы и призвана создать определенную социальную ценность. Так, цель первичного общего образования, например, связана с формированием базовых знаний и навыков, которые необходимы для успешной адаптации учеников в социуме и будут полезными либо при продолжении образования, либо в быту и на работе.
В свою очередь, цель среднего общего образования связана с формированием полноценного и социально ответственного гражданина, находящегося в стадии становления и развития. Задачи данного уровня связаны с обучением учащихся навыкам самостоятельной обученности, анализа и критического мышления, что позволяет им осуществлять выбор своего жизненного пути, проектировать профессиональную карьеру и принимать современные социальные роли.
Высшее образование предполагает расширение кругозора, усиленное обучение специальности, а также развитие личностных, коммуникативных, руководящих и особых профессиональных навыков. Сюда относятся умения находить и решать проблемы, осуществлять инновации, принимать управленческие решения, осуществлять лидерские функции, а также работать исключительно по специальности.
Таким образом, цели образования не ограничиваются просто формированием знаний, но направлены на реализацию социальных потребностей, на развитие личностности и социальной активности учащихся, что способствует их успешному развитию в обществе.