Мировоззрение – это система установок, взглядов, ценностей, знаний и убеждений, которые формируются в процессе жизненного опыта и влияют на восприятие и понимание мира, окружающей среды, общественных явлений и роли человека в них. Мировоззрение учащихся является важнейшим фактором формирования их познавательной активности, а также мотивации к учебной деятельности.
В формировании мировоззрения учащихся большое значение имеют непосредственное восприятие окружающего мира, обмен информацией с другими людьми, восприятие и анализ новых знаний, опыт участия в различных социальных ситуациях. Мировоззрение также формируется под воздействием социально-исторических факторов, таких как культурные традиции, религия, политические и социально-экономические изменения.
Структура мировоззрения включает в себя несколько составляющих:
1. Знания – это научные факты, концепции, теории, которые человек собирает и использует для объяснения явлений окружающего мира. Знания могут быть получены как в процессе обучения, так и самостоятельно.
2. Взгляды – это совокупность ориентиров, которые человек использует для оценки и классификации объектов и явлений. Взгляды могут быть сформированы на основе личного опыта, традиций, социальных норм и ценностей.
3. Убеждения – это система верований, которые человек использует для объяснения феноменов и находящихся вокруг людей отношений. Убеждения могут быть результатом различных культурных и нравственных воздействий.
4. Идеалы – это образы идеального мира, в котором человек стремится жить. Идеалы могут быть связаны с традиционными ценностями, восприятием общественной справедливости, или же с личными предпочтениями и мечтами.
5. Жизненная позиция – это общая стратегия жизни, которую человек использует для достижения конкретных целей. Жизненная позиция может быть связана с профессиональными ориентациями, личностными предпочтениями, установками на здоровый образ жизни и т.д.
Функции мировоззрения включают в себя:
1. Познавательная – мировоззрение позволяет человеку понимать и объяснять явления окружающего мира, и строить свои жизненные, профессиональные и личностные планы в зависимости от ценностей и убеждений.
2. Регулятивная – мировоззрение определяет поведенческие нормы и правила поведения в общественных и профессиональных ситуациях.
3. Мотивационная – мировоззрение является основой мотивации, интересов и ценностных ориентаций, что является фактором повышения личностной активности.
4. Социальная – мировоззрение определяет значение человека в общественной жизни, и влияет на его общественно-политические взгляды.
Таким образом, мировоззрение является важнейшим компонентом личности учащегося, которое позволяет им расширять свои знания, менять убеждения, активно участвовать в общественной жизни и приобретать новый жизненный опыт.