10. Отличие античности от средневековья заключается во многих аспектах, таких как социальная, политическая, культурная и философская сферы. В античности главным образом преобладало рабство как форма социальной организации. Отношения между рабами и господами строго регламентировались правовыми нормами, и даже самый высокий слой общества, аристократия, подчинялся общей системе законов и норм. Средневековье, напротив, было отмечено феодализмом, где земля предоставлялась взамен за преданность феодальному сеньору. В этой системе социальные отношения строились вокруг вассалов и лордов, и каждый человек занимал определенное место в иерархии общества.
Политическая система также претерпела существенные изменения. В древней Греции преобладала полисная форма правления, где государство основывалось на участии граждан в принятии решений и коллективном управлении. В Римской империи была установлена монорхическая власть, которая концентрировалась в руках императора. В средневековой Европе власть была разделена между феодальными господами, что привело к фрагментации и децентрализации власти.
Культура в античности была насыщена мифами, философией и искусством. Отличительной чертой античного искусства было его идеальное, гармоничное представление человеческого тела. Архитектурные сооружения, такие как древнегреческие храмы и римские форумы, были результатом математической пропорции и аккуратной симметрии. В средневековье искусство в значительной степени было религиозным, акцентировалось на изображении библейских сцен и символов веры.
Философия в античности ставила вопросы о мире и месте человека в нем. Аристотель, Платон и другие философы ищут объективную истину через рациональное мышление и обсуждают отношения между разумом и миром. В средневековье философия сильно зависела от религии и занималась преимущественно теологическими вопросами. Главной проблемой становится отношение к вере и религиозные догмы.
11. Культура возрождения охватила Европу в 14-17 веках и сопровождалась большими изменениями в различных сферах. Это время характеризовалось возрождением интереса к научному исследованию, изучению классической культуры, развитию искусства и литературы, а также росту роли индивидуальности.
Возрождение также означало переход от средневекового теоцентризма, где все было связано с Богом и церковью, к антропоцентризму - уделялось больше внимание самому человеку и его способностям. Данное изменение в отношении к человеку стало возможным благодаря развитию городской жизни, коммерции и образования.
Культура возрождения также была сосредоточена на изучении классического наследия древней Греции и Рима. Классические произведения философии, литературы и искусства стали вдохновением для многих художников, писателей и ученых того времени. Они стремились к созданию чего-то нового и оригинального, основываясь на идеях и исследованиях древних мудрецов.
Искусство возрождения отличалось от средневекового искусства своей реалистичностью и пропорциональностью. Художники старались изображать мир таким, каким они его видят, а не традиционными символами религиозных догм. Разные темы, такие как портреты, пейзажи и мифологические сюжеты, стали популярными.
Идеи гуманизма, возникшего в этот период, также повлияли на культуру возрождения. Они подчеркивали важность индивидуальности, образования и развития личности. Ученые и философы активно изучали человеческий разум, придавая большое значение рационализму и эмпиризму.
12. В своей речи "О достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола предлагает новую концепцию о позиции человека в мире. Он утверждает, что человек не имеет определенного места в иерархии существ и имеет свободу выбирать свою сущность и свое предназначение самостоятельно. Для него человек имеет "неограниченную способность к преображению" и может стремиться к высшим идеалам и совершенству.
Делла Мирандола считает, что человек может преодолеть свои врожденные ограничения и подняться над своим естеством. Человек имеет свободу выбрать свое предназначение и путь в жизни, и при этом он должен использовать свой разум и волю. Вместо того, чтобы быть просто созданием, ограниченным природой и обстоятельствами, человек должен стремиться к божественному.
Поэтому Делла Мирандола призывает всех людей к стремлению к знаниям, творчеству и великодушию. Он считает, что истинное счастье и назначение человека заключается в постоянном совершенствовании, в развитии своих возможностей и приближении к подобию к Богу. В его концепции человек считается "великим мудрецом и великим господином" над своей судьбой и может создавать свою собственную реальность.
13. Метод познания Декарта основан на использовании собственного разума и сомнений в оценке мира и себя. Он разработал метод сомнений, чтобы отбросить все неверные идеи и искать истину, основанную на уразумевании собственного существования. Декарт приходит к тому, что единственное, что он не может отрицать, - это то, что он существует как существо, мыслящее.
Он формулирует свою знаменитую фразу "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую"), и утверждает, что существование человека основывается на его способности мыслить и сомневаться. От этого он начинает строить свою философию, где основным источником истины и знания является разум, а также математические и логические доказательства.
Значение философии Декарта для последующей культуры заключается в том, что он заложил основы рационализма и методологии научного познания. Он разделил мир на два отдельных субстрата - психический и физический и утверждал, что мир можно понять и объяснить научными методами и рациональным мышлением.
Философия Декарта также повлияла на развитие научного метода и стала отправной точкой для многих научных исследований. Его метод сомнений и поиска абсолютной истины служит основой для построения научных гипотез и проверки их на основе эмпирических данных. Благодаря Декарту наука стала все более основываться на рациональном и аналитическом мышлении, а не на авторитете и вере.
14. Особенности нового времени уникальны и отличаются от предшествующих эпох. Новое время начинается около конца 15 века и продолжается до конца 18 века. Одной из главных особенностей нового времени является процесс рационализации и секуляризации во многих сферах общества. Религия не перестала играть важную роль в жизни людей, однако стала восприниматься более критически, а религиозные верования перестали быть единственным источником знания.
Еще одной особенностью нового времени был усиленный интерес к природе и исследованиям в области науки. Наука стала официально признаваться важным источником знаний и познания мира. Многие открытия и изобретения в области астрономии, физики, химии и медицины были сделаны в это время, что привело к развитию новых технологий и улучшению жизни людей.
Другая особенность нового времени - укрепление национальных государств и понятия нации. Постепенно развивались и формировались современные государства с централизованной властью и национальными границами. Это было связано