Источник права - это общедоступный и признанный порядок установления и санкционирования правил поведения субъектов в обществе. Источники права определяют правовые нормы, которые обладают обязательной силой и устанавливают нормы поведения граждан и государственных органов.
Основанием для принятия нормативных актов выступает конституция, законы, подзаконные акты органов исполнительной власти, акты государственного и местного самоуправления, международные договоры и правила международного обычного права.
В зависимости от источника право может быть классифицировано на:
1. Основные источники права: конституции, законы, подзаконные акты.
2. Вспомогательные источники права: прецеденты, доктрина, международные договоры, правила международного обычного права.
Конституция является основным и исходным источником правовой системы государства. Она устанавливает основные принципы правового регулирования, организацию государства, систему власти, права и обязанности граждан. Конституционные нормы обладают особой юридической силой, поскольку являются основным законом государства и имеют приоритетное значение перед другими правовыми актами.
Законы - это один из основных источников права, регулирующих отношения между государством и гражданами, а также между гражданами. Законы принимаются на основе конституционного порядка и должны соответствовать конституционным принципам и нормам. Законодательство устанавливает права, обязанности и ответственность граждан, порядок формирования, компетенцию и деятельность государственных органов. Закон состоит из двух частей: статьи и заключительных формулировок (статей). По своей юридической силе законы делятся на основные и второстепенные. Основные законы являются основной нормативной базой правового регулирования (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс), а второстепенные законы - детализируют и расширяют нормы основных законов.
Международные договоры также являются источником права. Международные договоры заключаются между государствами или международными организациями и регулируют отношения между ними. Они определяют принципы сотрудничества, устанавливают права и обязанности сторон, урегулирование спорных вопросов и организационные вопросы. Международные договоры должны иметь юридическую силу и внутренние нормативные акты и оформляются в соответствии с правилами международного права. Во-первых, международные договоры, в соответствии с конституцией, должны быть завершены официальными лицами, делающими это в соответствии со своим официальным положением. Во-вторых, международные договоры проходят процедуру ратификации, что обеспечивает согласие государства на исполнение и соблюдение договора. В-третьих, международные договоры должны быть не социальными договорами, а договорами в области международного права. То, что иногда есть контракт в отношении отдельной международно-правовой нормы, не делает его международным договором.
Международные соглашения разыгрывают существенную роль в отношениях государств и фактически используются как международные законы. Международные договоры признаются международными обычными договорами только в тех случаях, когда территория одного государства была включена в территорию другого государства, чтобы контролировать ситуацию, в основном, как дополнение к теории обычного международного права. Обычное международное право - это система послевоенной практики государств и международных организаций, которая является общепризнанной государствами как нормативной основой правовых отношений между ними. В соответствии с Основами права международной традиции (см. процедуру) обычное международное право обязательно для всех государств и считается непосредственно применимым на территории каждого государства. Любое государство может признать точность международной практики или применить доказательства в качестве основы для внутреннего разрешения.