1. Для того, чтобы совместная деятельность в классе была успешной, педагог должен учитывать ряд факторов, включающих в себя как социальные, так и когнитивные аспекты.
Первый фактор – это уровень развития учащихся. Педагог должен учитывать возраст и уровень знаний каждого ученика в классе, для того чтобы выстроить совместную деятельность, которая подходит наиболее всем. Если некоторые учащиеся недостаточно зрелы или обеспокоены их уверенностью в себе, педагог должен снизить уровень сложности деятельности. Если, напротив, учащиеся способны к более сложным заданиям, то педагог должен предложить более сложные и разнообразные типы совместной деятельности.
Второй фактор – это интересы и потребности учащихся. Педагог должен попытаться узнать интересы и потребности каждого ученика, чтобы предложить им деятельность, которая была бы наиболее значимой для них. Если, к примеру, определенный ученик любит рисовать, то для него наиболее подходящим видом совместной деятельности будет создание коллективной выставки картин.
Третий фактор – это характер учащихся и их умение работать в группе. Педагог должен иметь достаточное понимание характеров учеников в классе, чтобы принять тактику руководства групповыми заданиями. Если в классе есть люди, склонные к компетитивности, то педагог может включать в совместную деятельность элементы соревнования и награды, избегая тем самым возможности конфликтов.
Примером учета факторов в организации совместной деятельности может служить проектная работа. При проектной работе педагог выбирает определенный вид деятельности для всей группы, который может иметь когнитивный и исследовательский характер. Педагог может дать учащимся определенные указания по продвижению в проекте, используя групповую динамику для многократного обмена идентичными заданиями и для предоставления общей обратной связи, которая помогает определять, насколько каждый из учеников выполняет свою роль в этой деятельности.
2. Выбор типа совместной деятельности зависит от различных факторов, таких как учебная цель, структура группы, когнитивные способности учеников, общее участие или уровень сопереживания.
Если цель учителя — ускорить учебный процесс и заставить учеников лучше понимать материал, то более подходящим типом совместной деятельности будет обсуждение проблемы в контексте определенной темы с последующим обратным связыванием. Необходимо предоставить ученикам дополнительную информацию, ресурсы и наводки для достижения этой цели.
Когда учитель хочет, чтобы ученики работали над развитием социальных навыков, то более подходящим типом совместной деятельности будет работа в группах с определенной задачей, которая будет проявлена в определенном виде (например, фотографиям, рисункам, плакатам, и т.д.). Примером такой активности может служить сотрудничество работников и студентов на проведение благотворительной акции вместе с местными сообществами.
Если цель учителя — помочь ученикам научиться видеть слабости и сильные моменты себя и других, то более подходящим типом совместной деятельности будет тренировочное упражнение или игра, в которой ученики делятся своими мнениями о других и научиться уважительно и сообразительно излагать их.
Таким образом, тип совместной деятельности выбирается в зависимости от учебных целей и возможностей группы учеников, а также от того, как можно использовать коллективную динамику в помощь каждому ученику для определения критериев успеха в индивидуальных взаимодействиях и общественных активностях.