Феномены группового давления и конформизма – это два взаимосвязанных явления, которые влияют на поведение человека в группе. Групповое давление - это воздействие со стороны группы на индивида, направленное на то, чтобы заставить его повторять поведение группы. Это может происходить как открыто (например, через угрозу или шантаж), так и мельчайшими знаками (например, молчаливым давлением на непопулярное мнение). В результате, индивид перестает действовать автономно и начинает подчиняться мнению и поведению группы.
Конформизм – это проявление психологической тенденции к изменению своего мнения и поведения в соответствии с мнением и поведением других людей или с представлениями группового состава. Термин использовался для строго официальных случаев, но в настоящее время широко распространен. Педагогическая практика указывает на гонку за ответами, т.е. дети стремятся ответить правильно, даже если они не знают ответа, копируя ответы более успешных товарищей.
В своей работе с классом важно учитывать, что групповое давление и конформизм могут как помочь, так и причинить вред. Важным аспектом при работе с классом является создание комфортной и доверительной обстановки, позволяющей детям чувствовать себя уверенно и свободно выражать свое мнение. Это поможет предотвратить случаи конформизма и убедить ребят в их индивидуальности. Другой полезный подход – использовать групповое давление, чтобы поощрять желаемое поведение. Например, можно создать конкурсы или групповые проекты, поддерживающие положительное поведение или достижения детей.
Однако есть случаи, когда необходимо противостоять групповому давлению и конформизму. Это может произойти, когда групповое поведение является опасным или негативным. Следует привлечь внимание ребят, чтобы они понимали, какое поведение не является приемлемым, и высказывали свое мнение о затрачиваемых усилиях в классе. Важно также помочь детям развивать свои индивидуальные качества, такие как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, что позволит им сохранять свою индивидуальность и не поддаваться давлению группы.
Таким образом, педагог должен уметь балансировать между использованием группового давления и конформизма, чтобы обеспечить наилучшее развитие и воспитание детей в классе. Однако при необходимости необходимо научить детей быть самостоятельными, уверенными в себе и проявлять независимость во всех ситуациях.