В эпоху Средневековья воспитание и образование имели свои особенности, которые отличались от современных представлений о них. Период Средневековья, который длился около 1000 лет (с 5 по 15 века), был характеризован преобладанием христианской церкви и феодальной системы. Эти факторы оказывали существенное влияние на способы воспитания и образования в этот период.
Основной целью воспитания в Средневековье было формирование верных христиан. Верования и ценности, образцы поведения передавались от поколения к поколению через воспитание. Дети воспитывались в семьях, где родители передавали им свои верования и нравственные установки. Однако, еще более сильным фактором воспитания была церковь. Ребенок уже с раннего возраста был знаком с религиозными обрядами и участвовал в них. Важную роль в этом играла крещение. Церковь также отвечала за воспитание сирот, организуя для них монастыри и приюты.
Образование в Средневековье тесно связано с церковью и духовенством. Большинство средневековых школ были приходскими или монастырскими. Образование старались дать только будущим священникам и богатым детям, так как только они имели возможность получить хорошую учебу и использовать свои знания в будущей жизни. Большинство населения было неграмотным и не имело доступа к формальному образованию. В этот период была распространена иерархия знания, по которой научные знания и литература были доступны только привилегированным группам общества.
Основной предмет обучения в школе была религия и церковные песни, так как целью образования было формирование верующих христиан. Так, основной учебник в школе Средневековья была Библия. Учитель учил детей читать ее на латыни и объяснял смысл библейских книг. В таких школах обучение велось на латыни, поэтому у большинства населения остались небольшие знания или их вообще не было. Кроме религиозного образования, в школе также учили грамматике, риторике и арифметике. Однако, складывается впечатление, что данное обучение было формальным и направлено только на усвоение небольшого набора знаний, не учило критическому мышлению и практическому применению знаний в жизни.
Для получения более серьезного образования, необходимого для работы в церкви или аристократии, молодые люди отправлялись учиться в университеты. Первые университеты появились в Средневековье, такие как Болонский, Парижский и другие. Здесь учили не только теологии, но и различным наукам и искусствам. Данное образование было более глубоким и позволяло студентам углубленно изучать выбранные ими области знания. Университеты в Средневековье становились центрами интеллектуальной жизни, где обмен знаниями и проведение научных исследований стали обычными практиками.
В целом, воспитание и образование в Средневековье сильно зависело от религиозных и социальных условий. Основной акцент был сделан на формировании верующих, а не самосознания и развитии интеллекта учащихся. Образование было доступно только ограниченному кругу людей, таким как священники и аристократы, а остальное население оставалось неграмотным. Тем не менее, появление университетов стало первым шагом к большему распространению знаний и созданию более равных возможностей для получения образования.