Обучение – это процесс, в ходе которого человек получает новые знания, умения и навыки. Для того чтобы понять, какими факторами и принципами определяется эффективность обучения, рассмотрим основные движущие силы и закономерности обучения.
Движущие силы обучения:
- факторы внешней среды (социальная среда, материальные условия, организационно-педагогические факторы);
- факторы внутреннего мира ученика (мотивация, психические особенности, личностные качества);
- комплексное взаимодействие этих факторов.
Закономерности обучения – это основополагающие законы, которые определяют успешность процесса обучения. Основными из них являются:
- закон ориентировки на действие (основная функция образования – воспитание личности, способной к действию);
- закон научения и самонаучения (обучение – это не только передача знаний, но и формирование навыков самостоятельного приобретения знаний);
- закон сознательности и активности (человек обучается только тогда, когда он включен в процесс обучения, понимает, для чего делает данное действие).
Принцип сознательности и активности в обучении означает, что обучаемый должен осознавать цели обучения и принимать активное участие в этом процессе, а не пассивно принимать информацию. Данный принцип тесно связан с понятием активности и включает в себя несколько аспектов:
- адекватное восприятие информации (умение слушать, брать ноты, делать заметки);
- умение устанавливать связи между новой информацией и ранее пройденным материалом;
- способность к самостоятельному мышлению, анализу и синтезу.
Принцип сознательности и активности является одним из основных принципов обучения и важен для достижения высоких результатов в процессе обучения. Данный принцип находит применение во всех сферах обучения – от школьной до профессиональной. Поскольку обучаемый играет ключевую роль в процессе обучения, его участие в этом процессе определяет не только эффективность обучения, но и степень его осознания и освоения материала. Обучение, построенное на принципе сознательности и активности, позволяет получать знания и умения, которые будут актуальны не только на данный момент, но и в будущем, обеспечивая человеку высокую профессиональную и личностную компетентность.