Сотрудничество России и АСЕАН в экономической сфере началось только в 1991 году, когда Россия стала членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 21 страну региона. После этого произошел ряд экономических событий, повлиявших на сотрудничество между Россией и АСЕАН в 2005 и 2022 годах.
В 2005 году Россия и АСЕАН исходили из того, что в области торгово-экономического сотрудничества у них крайне низкий потенциал, и работали в основном на уровне совместных заявлений. Так, в 2005 году страны-участницы АТЭС не смогли достичь согласия по вопросам создания зоны свободной торговли между ними и принимали решение о продлении переговоров. Объем торговли между Россией и странами-участницами АТЭС в 2005 году составил $22,5 млрд, что было меньше, чем в 2004 году. Высокие таможенные пошлины и нетарифные барьеры также ограничивали рост экспорта.
Однако в 2022 году экономическое сотрудничество между Россией и АСЕАН значительно изменилось. Это обусловлено рядом факторов, включая развитие электронной коммерции, улучшение транспортной инфраструктуры и снятие некоторых тарифных барьеров между странами. Кроме того, экономический рост АСЕАН и России создал новые возможности для экспорта и инвестиций.
В 2022 году объем торговли между Россией и странами-участницами АТЭС составил $292,5 млрд. Большую роль в этом сыграло развитие российско-китайского сотрудничества, так как Китай является ключевым торговым партнером России в регионе. Однако несмотря на это, сотрудничество с другими странами АСЕАН также заметно возросло. К примеру, в 2022 году Россия и Индонезия достигли договоренности о создании зоны свободной торговли между ними.
Однако, несмотря на улучшение показателей, сотрудничество между Россией и АСЕАН все еще сталкивается с рядом проблем. В России остаются высокие таможенные пошлины и нетарифные барьеры для некоторых видов продукции, включая сельскохозяйственные товары и продукты питания. К тому же, необходимо улучшение инвестиционного климата в России, что повысило бы интерес к инвестициям со стороны стран АСЕАН.
Таким образом, экономическое сотрудничество между Россией и АСЕАН значительно изменилось с 2005 по 2022 год. Если в первом случае страны работали, в основном, на уровне заявлений и сталкивались с высокими таможенными пошлинами и нетарифными барьерами, то к 2022 году объем торговли значительно возрос и появились новые возможности для экспорта и инвестиций. Однако существуют проблемы, требующие решения, такие как ограничение высоких таможенных пошлин и нетарифных барьеров, а также улучшение инвестиционного климата в России.