Евгений Базаров — один из главных героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», а отец Сергий — главный персонаж пьесы Д. С. Мережковского «Бесы». Оба персонажа представляют собой прототипы «интеллигентных нигилистов» — людей, которые отрицают или критически относятся к традиционным ценностям и свободно рассуждают о религии, нравственности и общественной организации. Однако, несмотря на то, что оба героя представляют типичных представителей своего времени, их подходы к «умерщвлению плоти» отличаются друг от друга.
Сначала рассмотрим концепцию «умерщвления плоти» отца Сергия. В пьесе Мережковского отец Сергий, будучи священником, принимает решение оставить свою должность и уйти в монастырь, чтобы отречься от мира и его искушений. Он считает, что плотская страсть и сексуальные желания приводят к моральному и духовному разложению и должны быть преодолены. Отцу Сергию кажется, что отказ от плотского удовольствия и полная преданность Богу помогут ему обрести свободу и спасение.
С другой стороны, подход Евгения Базарова к «ломке себя» отличается от подхода отца Сергия. Базаров, олицетворяющий фигуру русского революционера-нигилиста, призывает людей к отвержению всех традиций, правил и авторитетов, включая религию. Он считает, что все эти ценности являются пустыми и отвлекают людей от реальных проблем и задач. Базаров отвергает все формы общественных установок и полагает, что личные интересы и научные знания гораздо важнее любых идей и принципов.
Таким образом, общим для обоих персонажей является отрицание традиционных ценностей и склонность к критическому обсуждению религии и морали. Однако, в отличие от отца Сергия, который стремится найти спасение в вере и отказе от плотских удовольствий, Евгений Базаров отрицает все формы духовности и предлагает полную свободу и самовыражение.
Также интересно отметить, что в отличие от отца Сергия, чье отрицание материального мира и своего тела является актом самоотречения и поиска спасения, Базаров отрицает и свое тело. Он считает себя просто «машиной» и отвергает связь между телом и душой. Таким образом, он практически «ломает себя» до состояния чистого разума и логики, полностью подчиняя свои желания и потребности научным исследованиям и анализу.
В заключение, можно сказать, что хотя оба персонажа представляют собой типичных представителей интеллигентных нигилистов, их подходы к «умерщвлению плоти» различаются. Отец Сергий ищет спасение в вере и отказе от плотских удовольствий, в то время как Евгений Базаров отрицает и духовность, и тело, полагаясь только на разум и научные знания.