Один из основных вопросов, которые пронизывают произведения отца Сергия и Евгения Базарова, - это вопрос о взаимоотношении индивида с окружающим миром и собственной личностью.
Не похоже ли «умерщвление плоти» отца Сергия и «ломка себя» Евгения Базарова одинаковыми способами обретения себя, непосредственной своей плоти, сущности? Давайте разберемся.
В произведении Тургенева "Отцы и дети" главный герой Евгений Базаров приходит к выводу о том, что истинное предназначение человека - это искусство, наука, разум, а все остальное является лишь пустой формой или обустройством. Он страстно верит в идеалы свободы, разума и отсутствия предрассудков, и поэтому отвергает любые социальные обязанности, связи с прежними идеалистическими стандартами и традициями. Он стремится к радикальному изменению мира и рассматривает себя как "новый человек" - тот, кто научился мыслить и действовать по-новому, не ограничивая себя прежними представлениями и взглядами. Его цель - разрушить все устоявшиеся порядки, представления и институты, чтобы создать новый, основанный на разуме и свободе.
Отец Сергий, главный герой одноименного произведения Льва Толстого, начинает свой путь ИИеромонаха с похищением имущества родителей, а затем совершает грехи и убийства, чтобы выжить в мире, где он не может определиться. Сначала Сергий считает, что через плотские удовольствия, через мирско извращенные наслаждения, он найдет себя и обретет смысл своей жизни. Но со временем он осознает, что прожитие такой жизни не дает ему истинного счастья и умиротворенности. Он понимает, что истинное спасение и смысл жизни он может найти только через отречение от плотских наслаждений и посвящение своей жизни служению Богу. Он полностью отрекается от мирского и вместо этого выбирает жизнь покаяния и поста.
Отвержение формальных обязательств и социальных распорядков - это общая черта как отца Сергия, так и Евгения Базарова. Оба представляют собой отказ от традиционных взглядов и принципов и стремление к независимости и свободе от влияния внешнего мира. Но пути, которыми они достигают этой свободы, различны.
Евгений Базаров отвергает весь мир целиком, он стремится разрушить его и создать новый, основанный на разуме и науке. Как отталкивающийся от романтической риторики, так и от мирских обязательств и стандартов поведения, он ищет новые значения и идеалы, сверхтехнологичные образцы жизни. Он отвергает любые духовные или нравственные принципы и считает их препятствием на пути к идеальному обществу на основе разума и науки. В своих действиях и поступках он стремится сокрушить все, что привычно и достаточно в старых ценностях, и найти новые способы преодоления социальных и моральных проблем.
С другой стороны, отец Сергий высоко ценит духовное и важность отношений между людьми. Вместе с тем, он отвергает мирское и преходящее в поисках более глубокого и продолжительного смысла жизни. Вместо того, чтобы изменить общество или разрушить его, он решает обратиться внутрь себя, чтобы найти ответы на свои вопросы внутри своего собственного духа и в отношении к Богу. Он видит свою задачу в служении другим людям, преодолении своих собственных пороков и стремлении к смыслу в своей жизни, частью которого является искреннее общение с другими людьми. Он приходит к пониманию, что истинная находится в вере и служении Богу, в милосердии и любви к людям.
Таким образом, можно сказать, что причины и цели "умерщвления плоти" отца Сергия и "ломки себя" Евгения Базарова различаются. Базаров стремится построить новый мир на основе разума и науки, отвергая все старое и привычное, в то время как отец Сергий ищет истину и смысл своей жизни через служение богу и людям, отвергая скверны и мирские страсти. Однако оба они осознают, что истинное спасение и нахождение самого себя можно достигнуть только путем отречения от привязанностей к миру и взятия на себя ответственности за свои поступки.