В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин делает острое и критическое замечание о дворянском множестве, которое представляет собой одно из основных социальных окружений в русском обществе начала XIX века. Хотя описания дворянства проникают во все главы романа, сам Онегин - персонаж, являющийся воплощением этого множества, находит себе особенье место в повествовании.
Автор наглядно показывает, что дворяне - это класс образованных, но безответственных и поэтому беспечных людей. Онегин олицетворяет этот образ дворянской личности. Изначально он представляется как образованный и интеллигентный молодой человек, который живет жизнью без цели и энтузиазма. Он не верит в идеалы и страстно увлекается праздными развлечениями. Его легкомыслие и безответственность прослеживаются в его отношении к людям и общественным нормам.
Также, Пушкин подчеркивает некоторые особенности дворянского сословия. Например, Онегин одинок, не желает вступить в брак и строить семью. Он избегает обычной жизни дворянского общества и предпочитает проводить время за границей и в больших городах. Такое поведение указывает на его стремление избежать обычного дворянского образа жизни с его обязанностями и рутиной. Онегин видит себя как свободного человека, не ограниченного условностями и традициями.
С другой стороны, автор не оправдывает или высмеивает Онегина, раскрывая негативные стороны его характера. Его легкомыслие и равнодушие к другим людям никак не подчеркивают его достоинства. Он не способен настоящим образом любить или понять других людей.
В контексте дворянского множества, Онегин выглядит как воплощение отрицательной стороны этой социальной группы. Он показывает пустоту и отсутствие ценностей, которые могут быть присущи дворянам. Онегин отказывается от участия в жизни общества и считает, что его интеллектуальные способности дают ему право на отчужденность. Пушкин, однако, критически относится к этим идеям и показывает, что безответственность и отстраненность Онегина ведут его к одиночеству и несчастью.
Однако, стоит отметить, что в чем-то Онегин отличается от остального дворянского множества. В отличие от многих своих современников, он вполне образован и чувствителен к искусству и литературе. Пушкин подчеркивает его отличительные черты, показывая, что Онегин - это продукт дворянского сословия, но в то же время, он отличается от среднего дворянина своим образованием и стилем жизни.
Таким образом, Пушкин использует Онегина как символическую фигуру, отражающую множество дворян. Онегин сохраняет некоторые особенности дворянской личности, такие как легкомыслие, безответственность и отчужденность от общества. Однако, он также отличается своим образованием и чувствительностью к искусству, что делает его уникальным в сравнении с остальными представителями этого социального слоя. Все это позволяет читателю получить глубокое представление о дворянском множестве как таковом и о ее недостатках и преимуществах.