Современные подходы в изучении детской речи основаны на интердисциплинарном подходе, объединяющем психологические, лингвистические, нейронаучные и социальные науки. В настоящее время, рассмотрение детской речи перестало быть исключительно объектом исследования лингвистов и перешло на территорию социальной и развивающей психологии.
Одним из основных подходов является системный подход, который рассматривает речевое развитие как систему, в которой синхронно функционируют многие компоненты: звуковая система, морфология, синтаксис, лексика, а также знания о социальном контексте использования языка. Вместе они образуют индивидуальную картину мира и общения.
Важной составляющей в изучении детской речи является метод корпусного исследования, который позволяет изучать большие объемы речевых данных, что помогает установить статистически значимые связи между темпами развития на разных этапах развития ребенка и особенностях его речи. Например, исследования показали, что у детей до 3 лет в речи преобладают односложные слова, а после трехлетнего возраста дети начинают усваивать сложные слова и фразы.
Другим важным подходом является статистический анализ, который определяет, какие слова наиболее часто используют дети в разных возрастах или на какие конкретные звуки младенцы и дети сосредоточены в своей речи. Эти данные могут использоваться для получения более полного представления о процессах, происходящих в мозге детей во время обучения речи.
Также в основе современных подходов лежит концепция функциональной асимметрии мозга, которая объясняет, почему определенные языковые структуры или функции могут быть более легко усвоены левым полушарием мозга ребенка, а другие - правым. Например, исследования показали, что у детей левое полушарие активируется во время обработки вербальной информации, в то время как правое полушарие активируется, когда дети распознают интонационные и просодические особенности речи.
Современные подходы также учитывают индивидуальные особенности развития ребенка. К примеру, у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается отставание в развитии речи, несмотря на сохранение нормальной интеллектуальной способности. Таким образом, изучение детской речи включает исследования, направленные на выявление факторов, влияющих на речевое развитие детей с такими расстройствами.
Таким образом, в современных подходах к изучению детской речи используются различные методы, такие как системный подход, метод корпусного и статистического анализа, а также учитываются индивидуальные особенности развития детей. Наиболее актуальными темами современных исследований являются исследования механизмов формирования связи между речевыми признаками и социальным окружением ребенка.