Изучение детской речи на протяжении последних десятилетий стало одной из ключевых задач в области психолингвистики. Современные подходы к изучению детской речи можно условно разделить на две категории: экспериментальные и корпусные.
Экспериментальные подходы основываются на проведении контролируемых экспериментов, в которых детям предъявляются определенные задачи, например, задания по семантической и синтаксической обработке фраз и предложений. Эти эксперименты позволяют исследователям получать точные данные о речевых навыках детей и определять, на каком этапе они начинают улавливать те или иные аспекты языка.
Один из таких экспериментов – "метод зрительной привычки", который используется для изучения того, как дети узнают слова и фразы. В этом эксперименте детям показывают серию картинок, например, картинки фруктов, и повторяются записи с названием каждого фрукта (например, яблоко). Обычно одна из картинок новая и несет в себе новое слово. Если дети могут узнать новое слово, они будут склоняться в сторону новой картинки. Эксперименты также могут быть нацелены на изучение способности детей определять правильную форму глаголов в зависимости от контекста.
Корпусные подходы основываются на анализе большого объема данных, собранных наблюдением детской речи в естественной ситуации, например, во время разговора с родителями или другими детьми. Эти данные затем анализируются для изучения того, как дети учатся языку в естественной среде.
Корпусные данные позволяют исследователям изучать более широкий спектр языковых явлений, чем экспериментальные данные. Например, исследование корпусов детской речи показало, что дети уже в 2-летнем возрасте используют "словосочетания-распространители", например, "много машин" для обозначения множества объектов.
Важно отметить, что каждый из подходов имеет свои преимущества и ограничения, поэтому современные исследования детской речи часто объединяют оба подхода, чтобы получить наиболее полное представление об учебном процессе детской речи.