Зоны актуального и ближайшего развития являются терминами, используемыми в психологии для описания концепции развития у человека. Оба термина связаны с идеей потенциала развития и вовлеченности в обучение и прогресс.
Зона ближайшего развития (ЗБР) - это концепция, введенная известным русским психологом Левом Выготским. Он описал это понятие как разницу между уровнем развития, которого ребенок достиг самостоятельно, и уровнем развития, которого он может достичь с помощью поддержки и инструкций опытного партнера (например, учителя или родителя). ЗБР отражает потенциал развития и максимальный уровень, который ребенок может достичь, осуществляя совместные действия с более опытным партнером.
ЗБР включает в себя все умения и знания, которые ребенок еще не может осуществить самостоятельно, но которые он может освоить с помощью поддержки других людей. Это важная идея для образования, поскольку ЗБР определяет, какие умения и знания могут быть доступны ребенку через преподавание и поддержку учителя. Учитель должен опережать развитие ребенка и предлагать ему ситуации и задания, которые находятся в его ЗБР, чтобы помочь ему сделать следующий шаг в развитии. ЗБР помогает выстраивать индивидуальный подход к обучению и поддержке каждого ребенка в классе.
Зона актуального развития (ЗАР) относится к уровню развития, которого человек достигает самостоятельно, без помощи опытного партнера. Это уровень умений и знаний, которые человек может применять в своей повседневной жизни и которые у него уже полностью сформированы. ЗАР определяет, что человек может выполнять независимо, без помощи других людей. Это может быть связано с различными областями жизни, такими как образование, работа, личные отношения и т. д.
Важно отметить, что ЗБР и ЗАР - это две взаимосвязанные зоны развития, которые влияют друг на друга. ЗБР представляет собой перспективу развития и позволяет оценить потенциал роста и совершенствования умений и знаний. ЗАР, с другой стороны, указывает на текущий уровень развития и предлагает фундамент, на котором можно строить дальнейшее развитие.
Основное отличие между ЗБР и ЗАР заключается в наличии поддержки опытного партнера. В то время как ЗБР определяет возможности развития с помощью поддержки других людей, ЗАР указывает на уровень независимого развития, который человек достиг самостоятельно. ЗБР предоставляет пространство для расширения ЗАР и движения к новым уровням развития.
Например, представим участника класса, который изучает математику. У него уже сформирован ЗАР в области сложения и вычитания чисел до 10. Однако, учитель заметил, что ребенок показывает потенциал для продвижения дальше и может освоить сложение и вычитание чисел до 20 с поддержкой. В этом случае ЗБР ребенка находится в диапазоне сложения и вычитания чисел от 10 до 20. Если учитель предлагает ребенку материалы и инструкции в этом диапазоне, он может помочь ребенку продвигаться в развитии и расширять свое ЗАР.
Таким образом, ЗБР и ЗАР связаны между собой и позволяют оценить потенциал развития и текущий уровень независимого развития у человека. ЗБР представляет собой перспективу развития, на которую можно влиять через поддержку и сотрудничество, а ЗАР указывает на текущий уровень развития, который наблюдается у человека. Вместе эти две зоны помогают сформировать индивидуальный подход к обучению и поддержке, учитывая потребности и потенциал каждого человека.