Кривошипно-кулисный механизм и кулисный механизм являются двумя разными типами механизмов, используемых для преобразования движения. Отличие между ними заключается в подходе к преобразованию движения и в конструктивных особенностях.
Кулисный механизм представляет собой систему, в которой кулиса перемещается по заданной траектории и передает движение другим элементам механизма. Основным элементом кулисного механизма является подвижная кулиса, которая может перемещаться вдоль определенной траектории. Остальные элементы, такие как ведомый кулисы, валы и шестерни, связаны с подвижной кулисой и движутся под ее влиянием. Кулисный механизм может быть использован для создания прямолинейного или кругового движения в другом элементе. Примером кулисного механизма может служить механизм стеклоочистителя на автомобиле, где стеклоочиститель перемещается по криволинейной траектории.
Кривошипно-кулисный механизм, или кривошипно-ползунный механизм, является комбинацией кривошипного механизма и кулисного механизма. Кривошип является основным движущим элементом механизма, который передает движение подвижной кулисы. Отличительная особенность кривошипно-кулисного механизма заключается в том, что кривошип движется по круговой траектории, передвигая ползунок в вертикальном направлении. Кривошип и кулиса связаны между собой через шарнирное соединение, что позволяет передавать движение от вращающегося кривошипа к подвижной кулисе. Примером кривошипно-кулисного механизма является механизм движения поршня внутреннего сгорания двигателя, где вращение коленчатого вала преобразуется в прямолинейное движение поршня.
Одним из основных отличий кривошипно-кулисного механизма от кулисного механизма является способ передачи движения. В кулисном механизме движение передается от подвижной кулисы к другим элементам механизма, в то время как в кривошипно-кулисном механизме движение передается через шарнирное соединение между кривошипом и подвижной кулисой. Кривошипно-кулисный механизм позволяет получить более сложное движение, такое как прямолинейное, круговое или круговое движение с изменяемым радиусом. Например, в случае с механизмом движения поршня внутреннего сгорания двигателя, движение кривошипа передается через подвижную кулису поршню, создавая прямолинейное движение.
Еще одним отличием между кривошипно-кулисным механизмом и кулисным механизмом является конструкция. В кулисном механизме подвижная кулиса перемещается вдоль заданной траектории, связанной с другими элементами механизма, в то время как в кривошипно-кулисном механизме подвижная кулиса связана с кривошипом через шарнирное соединение. Кривошип может иметь различную форму, включая простую шатунную форму или более сложные формы, такие как ползунок с изогнутой курвой. Это позволяет получить разные виды движения в кривошипно-кулисном механизме.
В заключение, кулисный механизм и кривошипно-кулисный механизм являются двумя разными типами механизмов для преобразования движения. Кулисный механизм перемещает кулису по заданной траектории и передает движение другим элементам механизма, в то время как кривошипно-кулисный механизм использует вращающийся кривошип для передачи движения к подвижной кулисе. Кривошипно-кулисный механизм позволяет получить более сложное движение и имеет особую конструкцию с шарнирным соединением между кривошипом и подвижной кулисой.