Гумилев Лев Николаевич – начинающий ученый исследователь, который в своих работах сделал попытку разработать свою концепцию цивилизации исходя из своего широкого мировоззрения и знания истории различных культур и народов. Он был известен своим глубоким пониманием исторических процессов, а также своей способностью видеть связь между различными цивилизациями и раскрывать их общие черты. Цивилизационный подход в его работах является одним из ключевых идей его исторической теории.
Под цивилизацией Гумилев понимал сложную социокультурную систему, которая имеет своеобразную структуру и определенные ценности. Основой цивилизации являются народ и его менталитет, а также его история, культура и этические нормы. Одно из главных положений Гумилева заключается в том, что цивилизация формируется в результате межосевого контакта, взаимного влияния различных народов и их культур. Он считал, что контакт и взаимодействие народов и культур являются движущей силой истории и прогресса.
Гумилев различал различные типы цивилизаций в зависимости от разных факторов: географических, климатических, этногенетических, духовных и других. Он считал, что каждая цивилизация имеет свою специфику и своеобразие, которое определяется ее особенностями и спецификой окружающего ее мира. Он выделил несколько основных цивилизаций, которые являлись для него ключевыми и репрезентативными с точки зрения изучения истории и развития человечества. Здесь нужно добавить, например, негритянская цивилизация с ее своеобразной культурой и традициями, а также современные цивилизации, такие как западная и восточная, которые он рассматривает как наиболее развитые и влиятельные.
Гумилев считал, что основной двигатель развития истории является народ со своими побудительными силами, нравственными принципами, индивидуальным характером. Народ, по его мнению, воспроизводится в процессе нарождения и умирает, если находится в состоянии затухания. Он выразил это понятие через свою теорию о пассионарности – особенный вид мотивации, который является основным двигателем для создания и развития цивилизаций. Пассионарии – это уникальные и талантливые личности, отличающиеся своим альтруизмом, бескорыстностью и духовными стремлениями, которые способны вдохновить других на большие дела и создать новую цивилизацию. Однако, пассионарные личности редки и они могут быть объединены в рамках одного народа или соединять различные народы между собой, служить связующим звеном между различными цивилизациями.
В своих работах Гумилев также говорит о концепции «этногенеза» - процесса возникновения новых народов и цивилизаций. Он считал этот процесс сложным и многогранным, зависящим от множества факторов. Основными факторами по его мнению являются: климатические условия, географическое положение, наличие ресурсов, этноменталитет, этническая история, религиозные убеждения и другие. Главной идеей его концепции было то, что народы возникают и развиваются в результате смешения и объединения различных этногрупп и наций.
Все эти идеи Гумилева были непосредственно связаны с его собственным опытом. Он проводил длительные экспедиции в различные регионы мира, изучал особенности разных культур, общался с представителями различных народов. Он считал, что рассматривая другие цивилизации, можно лучше понять свою. В своих работах он указывал на примеры сильных и великих цивилизаций, которые влияют на своих соседей и даже на своих врагов своей культурой, технологиями, идеями и принципами. Он считал, что история человечества – это история взаимодействия и взаимного влияния народов и цивилизаций, а исторический процесс невозможен без контакта и обмена.
Таким образом, в работах Гумилева цивилизационный подход состоит в том, что он рассматривает историю и развитие человечества через призму таких факторов, как межосевой контакт, взаимное влияние, народ, менталитет, идеи, ценности и движущие силы истории. Он подробно исследовал различные цивилизации, их специфику и влияние на развитие человечества. В его работах прослеживается убеждение в том, что исторический процесс и развитие цивилизаций невозможны без смешения и взаимодействия различных народов и культур. Гумилев показывает, что процесс этногенеза и исторического развития человечества – это сложный, интересный и многогранный процесс, который требует глубокого изучения и анализа.