Цивилизационный подход Освальда Шпенглера является одним из важных концепций в области истории и социологии, которая ставит в центр внимания различные культурные и цивилизационные формы развития человечества. Шпенглер развил свою концепцию в своем главном труде "Закат Европы" (1918-1922), где представил общую теорию развития культур и цивилизаций.
Цивилизационный подход Шпенглера основан на идее, что история человечества не является линейным процессом развития от примитивных обществ к современной цивилизации. Вместо этого, Шпенглер предлагает представление о цивилизациях как самостоятельных организмов, имеющих свое собственное развитие, подобное жизненному циклу растений и животных.
В соответствии с этой концепцией, Шпенглер различает несколько цивилизаций, которые проходят через определенные стадии развития. Каждая цивилизация начинается с культурного ядра, которое развивается в аристократическом обществе. Затем, она переходит в фазу декаденции, когда она становится бюрократической и коммерческой. На этой стадии интеллектуальная и духовная энергия вытекает, и цивилизация переходит в закат, который может быть либо естественным концом цивилизации, либо переходом в новую фазу.
Шпенглер утверждает, что нет универсальной истории или прогресса через эволюцию, и что каждая цивилизация имеет свои уникальные особенности и судьбу. Важно отметить, что Шпенглер не делает суждений о цивилизациях, превосходящих друг друга, и отвергает идею, что западная цивилизация является самой совершенной и прогрессивной.
Одной из ключевых особенностей цивилизационного подхода Шпенглера является его акцент на идее цикличности истории и возрастания и упадка цивилизаций. Как только цивилизация находится на вершине своего развития, она начинает деградировать и отмирать, и это создает условия для возникновения новой цивилизации. Поэтому, по мнению Шпенглера, попытки сохранить или возродить умирающую цивилизацию бессмысленны и даже вредны, так как это препятствует появлению новой жизни.
Некоторые критики цивилизационного подхода Шпенглера утверждают, что его модель цивилизационного развития слишком детерминирована и не учитывает социальные, политические и экономические факторы, которые также влияют на исторический процесс. Кроме того, критики отмечают, что модель Шпенглера недостаточно рассматривает взаимодействие между различными цивилизациями и упускает из виду современные глобальные процессы и взаимозависимость между ними.
Тем не менее, цивилизационный подход Шпенглера остается значимым в контексте исторической и социологической мысли. Он напоминает нам о разнообразии и многогранности различных цивилизаций, а также о необходимости уважения и понимания их исторического контекста. Он также наглядно демонстрирует, что ни одна цивилизация не является неизменно прогрессивной или гибнущей, и что каждая имеет свой собственный путь развития и упадка.