Учитель-дефектолог имеет особую роль в образовательном процессе, так как на него возложена задача интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу. Для успешного выполнения такой работы необходимо высокое качество информационно-методического сопровождения, которое должно быть адаптировано для конкретных потребностей каждого ученика с отклонениями в развитии.
Одним из важнейших критериев информационно-методического сопровождения деятельности учителя-дефектолога включает в себя описание конкретных особенностей каждого ученика, склонного к отклонениям в развитии. В законе РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 года установлено, что каждому ребенку с особыми образовательными потребностями необходима индивидуальная адаптация учебного процесса. Для этого учителю-дефектологу необходимо описать особенности каждого ученика, определить его уникальные качества и потребности в ходе обучения. От этих данных зависит выбор методик и работы с ребенком.
Второй важный критерий информационно-методического сопровождения - это составление индивидуальной программы обучения. Она должна отличаться от стандартной программы обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ученика. Для примера, если ученик нуждается в дополнительной прокачке пространственной ориентации, то изучение Геометрии может выступать важным элементом основной программы обучения, а при изучении математики, использовать визуальную, а не абстрактную логику и анализ.
Третий критерий информационно-методического сопровождения состоит из оформления методических рекомендаций, которые позволят не только учителю-дефектологу, но и другим учителям, обучающим ребенка, знать лучшие методы работы с ним. Такие рекомендации могут быть созданы на базе наблюдений за процессом обучения ученика, в соответствии с педагогической документацией, например, дневником учителя или записями в электронной журнале.
Четвертым критерием информационно-методического сопровождения деятельности учителя-дефектолога является общение с родителями и работа в рамках динамической зоны ближайшего развития. Педагог должен ежедневно общаться с родителями, чтобы определить наилучший план и методику обучения ученика. Анализ данных обучения должен пройти через динамическую зону ближайшего развития, что поможет понять, какие умения будут развиваться в будущем.
Пятый важный критерий - это взаимодействие с психологом, специалистом по развитию ребенка с отклонениями в развитии. Они могут помочь педагогу, подробно рассмотрев психологический портрет ученика, составлению индивидуального плана обучения, а также выбору эффективных методик обучения.
Таким образом, деятельность учителя-дефектолога требует высокого качества информационно-методического сопровождения, которое включает в себя описание особенностей каждого ученика, составление индивидуальной программы обучения, оформление методических рекомендаций, общение с родителями и специалистами, работу в рамках динамической зоны ближайшего развития.