Позиция, которую занимает К. Гельвеций, предполагает, что процесс познания сводится к восприятию с помощью пяти органов чувств, которые можно рассматривать как свидетелей. Это позволяет сделать выводы о реальности истины на основе того, что можно ощутить, увидеть, услышать, попробовать или понюхать. При этом эти свидетели, органы чувств, являются основным источником информации, они дают нам возможность получать знания о мире и делать выводы о происходящем.
Достоинство такой позиции заключается в том, что она базируется на непосредственном взаимодействии с окружающей средой. Ощущения и впечатления, которые мы получаем через свои органы чувств, основаны на реальных фактах, их можно проверить и подтвердить. Таким образом, познание через органы чувств является достаточно объективным, так как многие люди могут воспринимать одни и те же вещи одинаковым образом.
Однако такая позиция имеет свою односторонность. Во-первых, органы чувств ограничены и субъективны. У разных людей могут быть разные ощущения при восприятии одного и того же предмета или ситуации. Например, один человек может считать что-то красивым, а другой - нет. Кроме того, органы чувств не всегда в состоянии передать полную информацию о мире, так как они ограничены своей природой. Например, органы чувств не могут воспринимать некоторые формы энергии, такие как радиоволны или ультразвук. Это означает, что наше познание ограничено только тем, что мы можем ощутить через органы чувств.
Во-вторых, важно учесть роль судьи, которая была упущена Гельвецием. Судья в данном случае представляет разум человека, его способность анализировать и оценивать полученную информацию. Разум позволяет нам не только ощущать и воспринимать, но и анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать решения. Именно разум позволяет нам проникнуть за поверхностные ощущения и искать глубинные причины явлений.
В-третьих, объективное познание требует не только восприятия с помощью органов чувств, но и использования других методов познания, таких как логика, рациональное мышление, научный метод и другие. Эти методы позволяют нам исследовать явления и процессы, которые недоступны для обычного восприятия, и строить системы знаний на основе объективных фактов и проверяемых данных.
Таким образом, позиция Гельвеция о том, что пять органов чувств являются единственными источниками истины, имеет свои достоинства, но также является односторонней и ограниченной. Она не учитывает роль разума и других методов познания в формировании объективного знания о мире. Полноценное познание требует не только восприятия с помощью органов чувств, но и рационального анализа, творческого мышления и использования различных методов и инструментов, которые позволяют нам расширить границы познания и достичь более глубокого понимания мира.