История богословия и церковного руководства России в период с 16 по 17 века была сложной и противоречивой. Для православной церкви этот период ознаменовался попытками реформ и сосуществования разных направлений внутри церкви. Одним из самых выдающихся деятелей этого времени был Филарет (родственник царской династии Романовых), который стал патриархом Московским и всея Руси в 1619–1633 гг. У Филарета не было формального богословского образования, но его назначение на высокий церковный пост объясняется рядом факторов.
В первую очередь, следует отметить, что Филарет был членом рода Романовых, который играл ключевую роль в истории России того времени. Филарет был отцом будущего царя Михаила Федоровича, первого правителя из династии Романовых, а также отцом Алексея Михайловича, царя Руси с 1645 по 1676 годы. Его важная позиция в роду Романовых далеко не безразлична к его назначению на пост церковного главы.
Во вторую очередь, Филарет был тесно связан с дворянством и духовенством России. В то время представители дворянства и церкви формировали основу церковных и политических элит, которые принимали решения о назначениях на церковные посты. Хотя Филарет не обладал формальным богословским образованием, он был образованным и имел хорошую репутацию в церкви как монах, епископ, иерархический лицедей и архиепископ Ростовский. Благодаря своим связям и опыту он завоевал доверие и уважение церковных и политических деятелей того времени.
В третью очередь, Филарет был влиятельной фигурой в церковной жизни Москвы и всея Руси задолго до его назначения на пост патриарха. Он был активным участником московской книжной культуры и полиграфии того времени. В 1612 году, после освобождения Москвы от польской интервенции, Филарет был назначен главным архиереем Всероссийского Центрального Собора, который определил курс будущей церковной политики в России. Его опыт и знания в этой области сыграли свою роль в его назначении на пост патриарха.
Все эти факторы в некоторой степени компенсировали отсутствие формального богословского образования у Филарета и позволили ему занять такой высокий церковный пост. Его назначение также было политически мотивировано и подчинено интересам рода Романовых, дворянства и церкви того времени.
Однако, следует отметить, что у Филарета были свои недостатки и ограничения в его руководстве церковью. Некоторые современники критиковали его за его вовлечение в мирскую политику и его попытки укрепить власть царского престола. Также, когда Филарет участвовал в введении нового церковного законодательства, некоторые его решения и меры сталкивались с сопротивлением в церковных и политических кругах.
В целом, назначение Филарета на пост патриарха Московского и всея Руси в период с 1619 по 1633 годы можно объяснить рядом факторов. Его связи с родом Романовых, дворянством и церковью, опыт и знания, а также его активная роль в церковной жизни Москвы и России в тот период – все это позволило ему занять такую высокую должность, несмотря на отсутствие формального богословского образования. Однако, его руководство и церковная политика также имели свои недостатки и вызывали критику.