Теория фрустрации-агрессии утверждает, что фрустрация – это состояние, которое возникает, когда можно ожидать достижения цели, но вместо этого возникает препятствие, которое возвращает человека на начальный этап. Фрустрация может возникнуть в следствие внутреннего конфликта, каких-либо социально-экономических проблем, или из-за недостаточности ресурсов, например, материальных или интеллектуальных возможностей.
Агрессия представляет собой поведение, нацеленное на причинение вреда другому человеку или объекту. Иногда она может возникать в ответ на физическую угрозу или безопасность, однако в большинстве случаев агрессия появляется как реакция на фрустрацию.
Согласно теории фрустрации-агрессии, возможность возникновения агрессии не зависит от того, насколько глубоко человек фрустрирован. Она зависит от того, насколько сильно человек ощущает фрустрацию в данной конкретной ситуации. При этом, индивидуальные различия могут существенно влиять на вероятность появления агрессии в ответ на фрустрацию.
Важно отметить, что теория фрустрации-агрессии не вызывает агрессию непосредственно. Это сложный процесс взаимодействия нескольких факторов (например, стресс, личностные черты, поведение окружающих людей и т.д.), которые могут существенно изменяться в разных ситуациях.
Пример того, как теория фрустрации-агрессии может быть применена, – это ситуация, когда человек в автомобиле стоит в пробке, не в состоянии двигаться, и при этом очень сильно нуждается в том, чтобы попасть вовремя на важное деловое событие. Если этот человек ощущает сильную фрустрацию в этой ситуации, он может проявить агрессию, например, начать ругаться на окружающих водителей или даже начать конфликты. Однако, если он не чувствует такой сильной фрустрации, то он может просто ждать на месте, пока пробка не разойдется.
Таким образом, теория фрустрации-агрессии объясняет, почему люди могут проявлять агрессивное поведение в ответ на фрустрацию. Эта теория имеет множество критиков, однако она по-прежнему остается одной из самых известных и продуктивных для исследования агрессии в науке.