Теория социального научения агрессии утверждает, что агрессивное поведение не является врожденным, а приобретается через социальные взаимодействия и обучение. Согласно этой теории, люди получают опыт агрессивного поведения, наблюдая за другими людьми, анализируя последствия и эффективность такого поведения, а также получая социальные признаки и поощрения за агрессивность.
Одним из главных принципов теории социального научения агрессии является модельирование. Идея состоит в том, что люди учатся поведению, наблюдая за моделями, которые могут быть как реальными людьми, так и персонажами в телевизионных шоу, кинофильмах или видеоиграх. Например, исследования показали, что просмотр насилия в телевизоре связан с более агрессивным поведением у детей, а игры с насилием могут увеличивать агрессивность у подростков и молодых взрослых.
Еще одним фактором, влияющим на агрессию, является ассоциативное обучение. Оно заключается в том, что люди связывают некоторые стимулы с наградами или наказаниями и учатся повторять или избегать этих стимулов в зависимости от соответствующих последствий. К примеру, если ребенок получает поощрение за агрессивность в ответ на защиту себя, то он может продолжать использовать этот способ общения в будущем.
Также важным фактором является контекст социальных взаимодействий. Исследования показали, что люди чаще проявляют агрессивное поведение в ситуациях, когда они ощущают угрозу или осознают свою беззащитность. Кроме того, агрессивность может усиливаться в социальной группе, где распространяются определенные нормы поведения, причем эти нормы могут быть как агрессивными, так и мирными.
Важно отметить, что теория социального научения агрессии не смотрит на агрессивное поведение как на недостаток личности. Она также не утверждает, что все люди, наблюдающие насилие, обязательно перенимают его. Вместо этого она указывает на множество факторов, влияющих на агрессию, и на то, что общество может принимать меры для уменьшения агрессивности через образование, объективное информирование о воздействии медиа и социальном контексте, а также прекращение поддержки агрессивного поведения.