«Детство» – это одна из вечных и универсальных тем в искусстве. Какой бы стиль или направление в искусстве ни выбрал художник, детство всегда остается одной из главных, самобытных и ярких тем. Своеобразие детства обуславливает его приманка, искусно рассказывающая о взрослом. Именно поэтому детство внимательно и с большим уважением изображалось художниками разных эпох и народов.
Детство, взаимодействующее с миром взрослых, получило широкое отражение в ряде фильмов Грегори Бэйтсона и Маргарет Мид - известных английских этнографов, работавших в 30-х годах XX века.
Фильмы Бэйтсона и Мид, посвященные детской жизни, отражают непосредственное и несущественное обострение зрения на детство и ловят его утерянную свежесть, эмоциональность и трогательность событий. Авторы акцентируют внимание на реальных событиях и переживаниях, отражающих внутренний мир ребенка. В кино Бэйтсона и Мид не бывает места скрывающему стыду ореолу, окружающему детство.
Фильмы Г. Бэйтсона - «Город, где живет мой сосед», «Помню Аризону» и «Славная народная песня» - посвящены детям и их первым впечатлениям от окружающего мира. Эти старые короткие фильмы были созданы на специально открывшейся студии, известной на весь мир как "Голливуд". Фильмы Г. Бэйтсона принесли ему мировую славу и признание.
В фильме «Город, где мой сосед» (1938) в основном рассматривается маленькая девочка, живущая в очень маленьком городке. Это очень большой город, где живут многие люди и дети. Ребенок играется, бегает, смеется. Ребенок и родители живут в порядке, в цвете и красивом доме, а также ездят на машине. Открытость и доброта пронизывает все фильмы, отражающие старалго-этнографическое заклятье, особенности поведения, культуры жизни детей. И эта доброта визуализирована довольно ярко, хотя обрабатываться в фильмах детской тематики никогда не было проблемой.
Фильмы Бэйтсона полны превосходящих всякую ожидаемость. Их целью является деконструкция «детства». Предыдущие свойства детства опираются на отдельные кинообразы детей города. А дети города - это просто присутствие, общие возможности и устойчивые партии. Эти свойства детства между ними дают сцене полноценное влияние на жизнь беззаветно беспокоиться и, тем более, любоваться.
Не менее значимыми фильмами, посвященными теме детства, являются работы Маргарет Мид - «Невидимые дети» (1937), «Молодчик в бумажной шапке» (1938) и «Дети Ирландии» (1939). Эти фильмы охватывают широкий спектр таких аспектов детской жизни, как игры, религия, школа, работа, традиции, местные обычаи и многие другие. Мид рассказывает о жизни детей и их интересах.
В фильме «Невидимые дети» Мид исследующуют повседневную жизнь детей, которые делают бумажные лодки и запускают их в реку, пытаясь прославиться. Она акцентирует внимание на их физическом и интеллектуальном благополучии, а также на роли, которую дети играют в традиционных культурных выпусках. Показ Остракизма и его особенности освещается в фильме "Остракизация" (1938). В этом фильме одной из главных тем является участие детей в обрядах и праздниках.
О их методах съемки и основтой постановке можно сказать, что они отличаются.
В фильме Г. Бэйтсона нет откровенного насилия и муки, что связано с его переводом в "детской провинции".Подобную композицию предлагает Мид - документальный фильм архива, в особенности, содержащий ранние картинки, рассказывающие об истории фильмов. Использование нарративной сказки, сложное пластилизм рассматриваются как основные тропы в фильме Бэйтсона.
В фильмах Бейтсона используются техники, которые позволяют зрителю максимально погрузиться в детский мир. Они используют большое количество крупных планов и углов камеры, чтобы показать мир ребенка таким, каким он видит его. Они также часто используют диалоги между детьми, чтобы отразить их естественный язык и поведение.
Детство - это неизбежная, заботливая, беззаветная, трогательная, щедрая, непристойная и грустная его составляющая. Дети бывает- дура, но все равно неизбежно, что неносимо для них и их родителей, потому что они живят и чувствуют по- своему.
Фильмы Бэйтсона и Мид позволяют зрителю пережить радость и горечь, свойственные этому периоду жизни. Они помогают понять мир изнутри, понять его смысл и ценность. Источником такого понимания является их детское воображение, открывающее им простор для творчества и игры. Фильмы Бэйтсона и Мид являются образцами хорошего кино, которые подарят радость как детям, так и взрослым.
Таким образом, тема детства в этнографических фильмах Грегори Бэйтсона и Маргарет Мид в 30-х гг. ХХ века преподносит нам атмосферу чистоты, беззаветной любви и радости, присущей этому периоду жизни. Фильмы этих режиссеров позволяют нам увидеть мир глазами детей и почувствовать величие и значимость ребенка в обществе.