Наглядно-действенное мышление – это способность ребенка представлять и понимать объекты и события в окружающем мире, используя свои собственные действия и эксперименты. Эта стадия единственна в своем роде, так как является первой в развитии мышления и существенным этапом в развитии логической деятельности ребенка. Наглядно-действенное мышление формируется у детей с рождения до 2-3 лет.
Прежде всего, это происходит через восприятие и освоение максимально возможного числа простых действий с окружающим миром и объектами – приседания, подъема, переноски, игры с игрушками ручными пальцами, сочетание движений и т.д. Ребенок начинает осознавать, что он может контролировать свои действия, а также их последствия. Это помогает ребенку понимать, что если он действует в определенный способ, то происходят изменения в окружающей среде.
Характерствующие черты наглядно-действенного мышления это:
- Умение ориентироваться в пространстве – дети на этой стадии активно начинают исследовать окружающий мир, используя свое тело и движения. Находясь в комнате или на улице, они начинают исследовать объекты и пространство вокруг.
- Главной формой активности ребенка на этой стадии является игра. Ребенок любит взаимодействовать с окружающими предметами и людьми, исследовать, получать новый опыт.
- Присутствие любопытства на различные явления прoисходящие в окружающем мире, что стимулирует ребенка исследовать мир еще более активнее.
- Развитие способности анализировать и делать выводы на основе полученного опыта, то есть улучшение логического мышления. Например, ребенок может наблюдать, что если он пнет мяч, то тот начнет катиться. Этот опыт помогает ему понимать, что определенные действия могут привести к конкретным результатам.
- Формирование основ функционального мышления, основанного на свойствах объектов и их функциях.
- Развитие речи, что позволяет ребенку выражать свои мысли и идеи. Речь ребенка на этой стадии весьма экономна и кратка, но она существенна для его способности познавать мир.
В заключение, наглядно-действенное мышление – это важный этап в развитии логической деятельности ребенка, который происходит с рождения до 2-3 лет. Раннее стимулирование развития этой способности очень важно, так как она является основой для дальнейшего развития мышления и умения решать разнообразные задачи. Кроме того, понимание этой стадии развития поможет родителям и другим взрослым понимать, как лучше взаимодействовать с малышом и помочь ему в его развитии.