Китай и Иран являются многонациональными государствами, в которых проживают различные национальные меньшинства. Оба государства имеют свои конституции, в которых прописаны положения о правах и положении национальных меньшинств.
В КНР национальные меньшинства признаются их самобывалением и имеют право сохранять и развивать свой язык, письменность, культуру и религию. В конституции КНР гарантируется равноправие национальных меньшинств с китайскими народами и защита их прав и интересов. В составе КНР существуют автономные регионы, которые предназначены для национальных меньшинств. В этих регионах меньшинства имеют политическое представительство и принимают участие в управлении своими территориями. Исключительное право конституции о выборе национального языка и проведении образования национальными меньшинствами сохраняется внутри автономных регионов.
В Иране, где проживает несколько десятков национальных меньшинств, включая курдов, азербайджанцев, арабов и других, представлены в конституции положения, гарантирующие им равноправие. Конституция Ирана гласит, что все иранские граждане, независимо от своей национальности, религии или расы, являются равными перед законом и имеют одинаковые права и обязанности. В то же время конституция Ирана признает и предписывает использование персидского языка во всех государственных учреждениях. Это может создавать проблемы национальным меньшинствам, особенно тем, которые имеют свои собственные языки и письменности.
В Иране национальные меньшинства представлены в парламенте и имеют гарантированные квоты для представительства. Например, лазы имеют право на 5 мест в Меджлисе (парламенте Ирана), курды - 11 мест, азербайджанцы - 4 места и так далее. Это система обеспечивает представительство и участие национальных меньшинств в политической жизни страны. Однако некоторые права и свободы меньшинств в Иране по-прежнему ограничены, такие как использование их языка в образовании и ограничениями на их культурные выражения, такие как музыка, танцы и т. д.
В целом, обе конституции стараются защитить права и интересы национальных меньшинств. Они гарантируют равноправие и предоставляют национальным меньшинствам некоторые формы представительства в государственных институтах. Однако, в Китае национальные меньшинства имеют больше автономии и самоуправления, чем в Иране. Китайская конституция также уделяет больше внимания сохранению и развитию языка и культуры национальных меньшинств. В Иране же представительство национальных меньшинств более формальное и возможны некоторые ограничения свободы выражения и культурного развития.
Однако стоит отметить, что на практике соблюдение этих положений в обеих странах может быть неравномерным. Некоторые национальные меньшинства все еще испытывают определенные формы дискриминации и ограничения своих прав в обеих странах. Кроме того, экономическое и социальное развитие национальных меньшинств важно для обеспечения их общего благосостояния и интеграции в государство.