Существует несколько точек зрения на возникновение государства в политической антропологии, и одной из наиболее известных является теория "общественного договора". В рамках этой теории основными факторами для сравнительного анализа будут: исторический контекст возникновения теорий, особенности теорий, становление и развитие теорий, сторонники теорий и влияние теорий на политическую антропологию.
Исторический контекст возникновения теорий очень важен для понимания их сущности и намерений авторов. Теории "общественного договора" наиболее активно развивались в конце XVII - начале XVIII веков, в период эпохи Просвещения. Основные идеи этих теорий связаны с размышлениями философов о происхождении и природе государства, его отношении к индивидууму и его правам.
Особенности теорий "общественного договора" заключаются в предположении о том, что государство возникает в результате соглашения или договора между индивидуумами, с целью защиты и обеспечения их прав и свобод. Согласно этим теориям, перед тем, как возникнуть государству, люди жили в состоянии естественной свободы и равенства, но для обеспечения своей безопасности и сохранения своих интересов они согласились передать часть своих прав государству.
Становление и развитие теорий "общественного договора" связаны с работами нескольких известных философов и политических мыслителей. Самой известной теорией является теория Жан-Жака Руссо, которая была развита им в его главном произведении "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762 г.). Руссо рассматривает государство как результат добровольного соглашения между гражданами, которые принимают на себя обязательство следовать законам и регулировать свои отношения между собой через законы.
Теория Руссо предполагает, что в состоянии естественной свободы человек обладает нравственными и естественными правами, но эти права ограничиваются встречными интересами других людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе максимальную свободу и безопасность, образуют государство. Государство, по мнению Руссо, должно быть основано на принципах свободы, равенства и справедливости.
Руссо отличается от других сторонников теории "общественного договора" тем, что он утверждает, что существует некая "общая воля", которая представляет интересы всего общества и которую государство должно выражать. Эта идея сильно повлияла на развитие политической философии и понимание роли государства в обществе.
Влияние теорий "общественного договора" на политическую антропологию огромно. Эти теории оказали значительное влияние на формирование принципов права и правосудия, а также на понимание роли государства в обществе. Они помогли сформировать идеи о гражданском обществе, демократии и необходимости ограничения власти государства в интересах индивидуумов.
Теории "общественного договора" имеют массу сторонников и привлекают большое количество политических философов и академических исследователей. Они по-прежнему оспариваются и обсуждаются в современной политической науке и являются важными для понимания и анализа политических систем и процессов в современном обществе.
В целом, теории "общественного договора" предлагают объяснение возникновения государства, основанное на идее согласия и сотрудничества между индивидуумами. Они подчеркивают важность свободы, равенства и справедливости в политическом устройстве общества и оказали значительное влияние на формирование политической антропологии.