Теория Томаса Гоббса, теория Джона Локка и теория Жан-Жака Руссо представляют собой различные подходы к объяснению возникновения государства и общественного договора в политической антропологии. Каждая из этих теорий имеет свои уникальные особенности и фокусируется на разных аспектах человеческой природы и общественных отношений.
Теория Томаса Гоббса основана на идее, что люди, живущие в естественном состоянии, находятся в постоянном состоянии конфликта и войны друг с другом. Гоббс считал, что человеческая природа в корне эгоистична и стремится к непрерывному преследованию собственных интересов. В естественном состоянии люди ведут войну всеобщую, нахальным нападением и грабежом, и не существует никакого права или морали. Чтобы избежать этого состояния хаоса, Гоббс предлагает вступить в общественный договор, посредством которого индивиды передают свои права и власть над своими действиями центральному суверену. Суверен имеет полную власть и контроль над обществом, чтобы поддерживать правопорядок и обеспечивать безопасность.
Теория Джона Локка, в отличие от теории Гоббса, предполагает, что в естественном состоянии люди обладают некоторыми естественными правами, такими как право на жизнь, свободу и собственность. Локк считает, что люди могут жить в мире и гармонии, и их естественные права должны быть защищены. Он также предлагает общественный договор, но с целью защиты и обеспечения осуществления естественных прав. В этом контракте люди передают некоторые свои права государству, но сохраняют неприкосновенность своих естественных прав. Государство, согласно Локку, должно действовать на основе согласия народа и править с учетом народной воли.
Теория Жан-Жака Руссо отличается от теорий Гоббса и Локка в своем представлении о естественном состоянии людей. Руссо считает, что в естественном состоянии люди живут в гармонии и независимости, и их природа благородна и добра. Он утверждает, что государство и общественный договор возникают из необходимости, связанной с появлением частной собственности и социальными отношениями, которые приводят к неравенству и социальным противоречиям. В общественном договоре люди соглашаются создать государство справедливости и равенства, где они будут соблюдать закон и защищать права друг друга.
Влияние этих теорий на политическую антропологию и возникновение государства вполне значительно. Идеи Гоббса об основаниях государства, его роли в контроле и поддержании порядка, а также о том, что люди сами переносят свои права на государство для обеспечения своей безопасности, оказали влияние на развитие социального договора и концепцию сильного центрального правительства.
Локк, в свою очередь, поставил акцент на важности защиты естественных прав человека в обществе и предложил идею о доверии и согласии народа, которые были важными элементами в развитии демократических и либеральных теорий правительства. Концепция Локка о защите прав человека и идея о доверии и согласии народа имели глубокое влияние на формирование американской демократии и принципов, заложенных в Декларации независимости США.
Теории Руссо, с их упором на идеалы справедливости, равенства и демократии, также оказали значительное влияние на развитие политической философии. Руссо поднял важные вопросы относительно неравенства и его последствий для общества, описал идею «общества как особого соглашения» и показал, как неравенство может возникнуть в результате социальных отношений и частной собственности. Эти идеи Руссо впоследствии повлияли на разработку революционных и социалистических теорий, а также на формирование таких понятий, как «общая воля» и «общественный интерес».
Таким образом, теория Томаса Гоббса, теория Джона Локка и теория Жан-Жака Руссо предлагают разные концепции возникновения государства и общественного договора. Каждая из этих теорий имеет свои особенности и акценты, но в целом они вносят вклад в понимание политической антропологии и помогают объяснить основания и принципы государственного устройства и правления. Влияние этих теорий ощущается в современных политических и правовых системах, а также в разработке новых теорий и концепций организации общества.