Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важнейших задач в процессе обучения учащихся второго класса на уроках литературного чтения. Коммуникативные действия позволяют учащимся научиться взаимодействовать с окружающими и обмениваться информацией, активно выражать свои мысли и идеи, слушать и понимать других людей.
Одним из основных способов развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения является работа с текстами. Чтение и анализ различных литературных произведений позволяет учащимся расширять свой кругозор, развивать речевые навыки, учиться аргументировано выражать свое мнение.
На уроках литературного чтения учащиеся активно взаимодействуют с учителем и другими учениками, обсуждают прочитанные тексты, выражают свои впечатления, задают вопросы. Учитель стимулирует коммуникативную активность учащихся, помогает им сформулировать свои мысли и находить аргументы для поддержки своего мнения.
Одной из форм работы на уроках литературного чтения являются дискуссии. Учащиеся различных возрастных групп вступают в диалог, обсуждают прочитанные тексты, выражают свое мнение по поводу героев и событий произведений. Учитель задает вопросы, направляющие обсуждение, помогает учащимся научиться слушать друг друга, высказываться последовательно и аргументированно. Такие дискуссии способствуют развитию коммуникативных умений учащихся.
Кроме того, на уроках литературного чтения учащимся предлагается выполнение различных заданий, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Например, задание на описание героя произведения, на обоснование своего мнения, на составление диалога между героями и т. д. Такие задания требуют от учащихся активного использования своих речевых навыков, а также умения слушать и понимать других.
Важной составляющей процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения является работа в парах и группах. Учащиеся обмениваются мнениями, решают проблемные задачи, делятся своими впечатлениями от прочитанного текста. Такая работа способствует развитию навыков сотрудничества, обмена информацией и взаимного учета.
Коммуникативные универсальные учебные действия формируются учащимися на уроках литературного чтения совместно с другими компетенциями. Например, при работе с текстами учащиеся развивают и свои навыки чтения и понимания прочитанного, учатся анализировать и интерпретировать литературные произведения. Кроме того, они учатся активно применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения имеет свою специфику. Работа с текстами, дискуссии, выполнение различных заданий, работа в парах и группах - все это способствует развитию коммуникативных умений учащихся, их активного взаимодействия с другими и успешного обмена информацией.