Для составления программы психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего школьного возраста с эмоциональными нарушениями в профилактике агрессивного поведения необходимо учитывать как индивидуальные особенности ребенка, так и особенности его окружения.
Программа должна быть комплексной и включать в себя различные методы и подходы, которые могут помочь ребенку контролировать свои эмоции и поведение, научиться мирно решать конфликты, развивать социальные навыки и саморегуляцию.
Вот некоторые основные шаги и компоненты программы:
1. Диагностика. В начале программы необходимо провести диагностику эмоционального состояния ребенка, выявить основные причины агрессивного поведения, определить уровень социальных навыков и саморегуляции.
2. Работа с семьей. Важно включить родителей в программу, провести индивидуальные консультации с ними. Семья должна стать партнером в процессе изменения поведения ребенка. Проведение семейных тренингов, где родители могут получить информацию и навыки по работе с агрессивным поведением ребенка, создать благоприятную атмосферу в семье, решение конфликтных ситуаций.
3. Индивидуальные психологические занятия. Ребенку нужно научиться распознавать свои эмоции, понимать, как они влияют на его поведение, и научиться контролировать свое поведение. В рамках индивидуальных занятий можно использовать различные методы работы с эмоциями, такие как арт-терапия, игровая терапия, психологические игры, тренинги по саморегуляции и т.д.
4. Групповые занятия. Не менее важно проведение групповых занятий с детьми, которые также имеют эмоциональные нарушения или агрессивное поведение. Групповое обучение и тренинги позволяют детям развивать социальные навыки, учиться сотрудничать, решать конфликты мирно. В групповом процессе дети могут учиться от друг друга, развивать эмпатию и эмоциональное понимание.
5. Сотрудничество с учителями и школой. Важно также включить в программу сотрудничество с учителями и школой. Необходимо провести консультации с учителями, обсудить с ними особенности ребенка и предложить рекомендации по организации занятий для ребенка, которые помогут ему успешно адаптироваться в школьной среде.
6. Медиация в конфликтных ситуациях. При возникновении конфликтных ситуаций в школе или других местах, где присутствует ребенок, важно обеспечить медиацию - наличие третьей нейтральной стороны, которая поможет ребенку и другой стороне найти компромиссное решение и решить конфликт мирно.
7. Совместные занятия с родителями и детьми. Чтобы создать благоприятную обстановку и построить взаимопонимание между родителями и детьми, полезно организовать совместные занятия - игры, тренинги, различные активности, в которых все могут принять участие. Это помогает укрепить связь между родителем и ребенком, развить взаимопонимание и сотрудничество.
8. Периодическое оценивание эффективности программы. Важно периодически оценивать эффективность программы и вносить коррективы в ее реализацию, основываясь на результаты работы с ребенком и его развитие. Это поможет адаптировать программу под конкретные потребности ребенка.
Важно отметить, что каждая программа психолого-педагогического сопровождения должна быть разработана для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Также важно помнить, что результаты работы с ребенком могут быть различными и требуют времени и терпения. Поэтому важно установить партнерские отношения с ребенком, его семьей и окружающей обстановкой, чтобы помочь ребенку изменить свое поведение и развить позитивные навыки и стратегии решения проблем.