Развитие ребенка происходит под влиянием различных факторов, среди которых может выделяться социальная и биологическая линии развития. Взаимодействие этих линий зависит от характеристик окружающей среды и индивидуальности ребенка.
Социальная линия развития формируется под влиянием культурных и социальных условий, которые определяют бытие и поведение ребенка. Например, основные культурные нормы могут влиять на развитие ребенка в соответствующих обществах. Биологическая линия развития связана с наследственностью, генетическими особенностями, физическим и психическим здоровьем родителей, гормональными изменениями в теле ребенка, его строением и механизмами функционирования.
Однако в некоторых случаях могут возникать дизонтогенные ситуации, когда социальная и биологическая линии развития нарушаются. Данный фактор способен оказать негативное влияние на развитие детской психики и вызвать возникновение различных форм аномального поведения. Такие дети не могут вписаться в общий контекст социума, они имеют отклонения в рамках социального поведения или затруднения с формированием устойчивой личности.
В случае дизонтогенных ситуаций возникают дефекты в развитии детской психики, которые называют структурой дефекта. Структура дефекта это типология отклонений, характеристика их механизмов и причин, позволяющая определить подход к изменению их проявлений. Важной задачей психолога при работе с аномальными детьми является правильное определение структуры дефекта и выработка оптимальной стратегии коррекционной работы.
Основные направления деятельности психолога при работе с аномальными детьми сводятся к следующим аспектам.
- Оценка социальных условий, влияющих на развитие детской психики, в том числе насилия, малонасыщенности взаимодействий, отсутствия гармонических взаимоотношений в семье и школьной группе.
- Оценка биологического фона заболевания, его диагностика и лечение.
- Определение структуры дефекта и его причин, выработка стратегии коррекционной работы.
- Развитие системы обучения реализующей индивидуальный подход к детям. Психолог должен работать с родителями, педагогами, психиатрами, врачами и другими специалистами, обеспечивающими обучение, воспитание и построение правильных взаимоотношений в социальном окружении ребенка.
- Оценка эффективности коррекционной работы и ее результатов.
Таким образом, развитие ребенка зависит от взаимодействия социальной и биологической линий развития. Однако дизонтогенные ситуации способны повлиять на этот процесс и вызвать возникновение различных форм аномального поведения у детей. Основными направлениями деятельности психолога при работе с аномальными детьми являются определение структуры дефекта, выработка стратегии коррекционной работы, развитие системы индивидуального обучения и оценка эффективности работы.