Фильм "Заодно апельсин" (англ. "A Clockwork Orange") – это экранизация одноименного романа Энтони Бёрджесса, вышедшего в 1962 году. Картина была создана в 1971 году британским режиссером Стэнли Кубриком. Фильм вызвал множество дискуссий и споров, став объектом обсуждения морали и нравственности, а также провокационным и вызывающим.
Художественный фильм "Заодно апельсин" отражает будущее, которое многие образы, представленные в фильме, еще впереди. Он рассказывает историю антигероя Алекса, молодого насильника и преступника, который получает удовольствие от насилия и нарушения общепринятых норм поведения. Во время грабежа и изнасилования он попадает в тюрьму, где пройдет через контролируемое экспериментальное лечение, чтобы избавиться от своих преступных наклонностей.
Одна из главных тем фильма – свобода воли и вопрос об истинной природе зла. Режиссер предлагает зрителю не просто пронаблюдать за героем, но и проанализировать его поступки и мотивы. Центральный персонаж фильма, Алекс, изначально не вызывает ничего, кроме неприязни и страха. Однако, благодаря гениальной работе актера Малькольма Макдауэлла, мы начинаем понимать сложность его характера и внутренние конфликты.
В фильме показаны три акта: первый – это описание жестоких преступлений Алекса и составление его банды, второй – это временное лечение, включающее медикаментозный шоковый метод, и третий – это возвращение главного героя в общество после лечения. Этот структурный подход помогает нам понять изменения в поведении Алекса и более глубоко вникнуть в вопрос о том, должен ли преступник измениться под воздействием насильственных методов или быть переобученным на "нормальное" поведение.
Фильм "Заодно апельсин" также отличает своим особым стилем и эстетикой. Режиссер использует ненасильственные кадры для описания насилия и агрессии, а также яркую цветовую палитру и типичную для Кубрика симметрию, чтобы создать уникальную визуальную атмосферу. Музыка в фильме также сыграла важную роль. Композиции Людвига ван Бетховена звучат на протяжении всего фильма, создавая ироничный контраст с действием на экране.
Однако, несмотря на весь художественный гламур и строгое внимание к деталям, "Заодно апельсин" остается приземленным в своем сообщении. Фильм задает каверзные вопросы о том, что такое нормальное общество и как наш мир определяет своих «изгоев». Он критически относится к применению насилия и ультразвукового лечения для исправления агрессивного поведения, а также к понятию свободы личности и человеческой воли.
В целом, фильм "Заодно апельсин" – это отличная и вызывающая работа, которая заставляет зрителя прежде всего задуматься о своих собственных моральных убеждениях и стереотипах. Он не предлагает окончательного ответа и позволяет зрителям думать за себя, что делает фильм по-настоящему значимым в наше время.