Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных психологических расстройств у детей и подростков. Он характеризуется ухудшением внимания, гиперактивностью и импульсивностью, которые проявляются в различных сферах жизни, как в учебе, так и в повседневных ситуациях.
Когнитивная психология изучает процессы познания и способы, которыми мы воспринимаем, обрабатываем и храним информацию. В рамках этой дисциплины синдром дефицита внимания и гиперактивности исследуется с точки зрения возможных нарушений когнитивных функций, таких как внимание, память, скорость обработки информации и исполнительные функции.
Одним из наиболее ярко выраженных симптомов СДВГ является дефицит внимания. Дети и подростки с СДВГ имеют трудности с поддержанием внимания на задании или ситуации, особенно если они неинтересны или требуют длительного усилия. Они часто легко отвлекаются, забывают о деталях и испытывают трудности с организацией своих мыслей. Когнитивные исследования подтверждают, что эти дети имеют сниженную способность поддерживать внимание на задании и переключаться между различными видами информации.
Гиперактивность - еще один характерный симптом СДВГ, который проявляется в избыточной двигательной активности и повышенном уровне беспокойства. Дети с гиперактивностью имеют тенденцию быть постоянно в движении, они не могут долго сидеть на месте и часто ведут себя беспокойно и неорганизованно. Такое поведение может быть связано с нарушением работы исполнительных функций, связанных с планированием и контролем поведения.
Однако не все дети и подростки с СДВГ испытывают гиперактивность. У некоторых детей преобладает проблема дефицита внимания, без явных признаков гиперактивности. Это типично для подтипа СДВГ без гиперактивности.
Когнитивные исследования также обнаружили нарушение памяти и скорости обработки информации у детей с СДВГ. Они испытывают трудности с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. В связи с этим, учебный процесс и выполнение заданий могут быть осложнены. Кроме того, у этих детей часто наблюдаются трудности с организацией задач и переключением между ними, что свидетельствует о нарушении исполнительных функций.
Исполнительные функции - это высшие умственные процессы, которые включают в себя планирование, контроль внимания, контроль поведения, принятие решений и другие способности, связанные с осуществлением познавательной деятельности. У детей с СДВГ наблюдается нарушение работы исполнительных функций, из-за чего они испытывают трудности в выполнении сложных задач и контроле своего поведения.
Итак, содержание концепта "синдром дефицита внимания и гиперактивности" по когнитивной психологии заключается в исследовании нарушений когнитивных функций, таких как внимание, память, скорость обработки информации и исполнительные функции. Дети и подростки с СДВГ испытывают трудности с поддержанием внимания, организацией задач, имеют изменения в памяти и скорости обработки информации, а также нарушение исполнительных функций. Эти нарушения могут привести к трудностям в учебном процессе и повседневной жизни.