Мнение К. Маркса о том, что «всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль» имеет определенное обоснование и актуально до сих пор. В своей теории материализма К. Маркс утверждал, что социально-экономическая структура общества определяет все другие аспекты жизни, включая моральные ценности и нормы. Соответственно, собственность является одним из фундаментальных элементов общественной структуры, и ее форма определяет специфические моральные ценности, которые поддерживают и оправдывают эту форму собственности.
Примером этого можно найти в различных общественно-экономических формациях в истории. Например, в средневековой феодальной системе собственность на землю была основой экономической и социальной власти. Эта система имела свою специфическую мораль, которая опиралась на идеи верности и подчинения, а также насилия и эксплуатации. В моральной системе феодализма собственность на землю рассматривалась как неотъемлемое право аристократов и пожизненная обязанность крестьян.
Точно так же и современная капиталистическая система собственности имеет свою моральную базу. В ней собственность на средства производства является ключевым фактором неравенства и эксплуатации. Моральная система капитализма оправдывает личное обогащение и стремление к наживе, оценивая высокие доходы и успех в бизнесе как высшую ценность. Здесь существуют ценности, связанные с индивидуализмом, конкуренцией и наживой, что присуще идеологии капитализма.
Однако следует отметить, что наряду с этими «относительными» моральными ценностями существуют и «вечные» ценности, которые не связаны непосредственно с какой-то конкретной формой собственности или экономической системой. Такие ценности, как честность, справедливость, свобода, доброта, мораль взаимопомощи и уважения относятся к элементарным моральным ориентирам, которые присутствуют в любом обществе или культуре. Они отражают основные потребности и аспирации человека, независимо от социально-экономической формации.
Таким образом, можно сказать, что «всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль», но в то же время существуют некоторые общечеловеческие и универсальные моральные ценности, которые превосходят социально-экономические рамки и являются вечными. Эти ценности выступают в качестве платформы для развития более справедливых и гуманных общественных форм собственности, помогая преодолеть эгоизм и неравенство.
В завершение можно отметить, что моральные ценности подчинены конкретным общественным условиям и структурам, но одновременно существуют некоторые основные принципы и моральные ориентиры, которые превышают специфические формы собственности и отражают общечеловеческие потребности и ценности.