Согласно учению Карла Маркса, всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль. Он исследовал влияние материального общественного производства на моральные и нравственные аспекты общества. Маркс считал, что в различных общественных формациях, таких как рабовладельческое общество, феодализм и капитализм, существуют отличные моральные ценности, которые соответствуют способу производства и собственности.
Например, в рабовладельческом обществе существовала мораль, основанная на идее превосходства и подчинения. Рабы были принуждены следовать нормам, установленным их рабовладельцами. В феодализме существовали моральные и нравственные ценности, связанные с личной преданностью и верностью вассалов своему сеньору. В капиталистическом обществе ценности капиталистического способа производства определяются через прибыль, индивидуализм и соревнование.
Таким образом, Маркс считал, что мораль образуется на основе материальных условий и отражает интересы и ценности доминирующего класса. Однако важно отметить, что мораль не является статичной и изменяется на протяжении истории.
Однако вопрос о существовании "вечных" ценностей остается открытым и представляет собой важный аспект дискуссии о морали. Здесь мнения разделяются: некоторые считают, что существует некая универсальная и неизменная мораль, которая применима во все времена и для всех культур, в то время как другие считают, что мораль является относительной и изменяется в зависимости от культурных, исторических и социальных условий.
Поддержатели идеи "вечных" ценностей считают, что некоторые принципы и ценности, такие как уважение к жизни, справедливость и искренность, должны сохраняться независимо от времени и обстоятельств. Они полагают, что эти ценности являются врожденными и универсальными для всех людей.
Однако противники этой идеи считают, что мораль является исторически и социально обусловленным явлением, и что ценности меняются и развиваются вместе с обществом. Например, понятие прав человека и равенства стало значительно распространенным только в последние несколько веков, отражая изменения в культуре и восприятии морали.
Второй аргумент против идеи "вечной" морали состоит в том, что различные культуры и общества имеют различные моральные нормы и ценности. Концепции морали могут сильно варьироваться в разных культурах, и то, что может быть считаться морально правильным в одной культуре, может быть неприемлемым в другой.
Таким образом, ответ на вопрос о существовании "вечных" ценностей является субъективным и зависит от мировоззрения и философских убеждений каждого отдельного человека. Некоторые могут согласиться с идеей, что существуют универсальные и неизменные ценности, в то время как другие могут рассматривать мораль как относительное и изменчивое явление.
В любом случае, изучение моральных ценностей и их соответствия общественным формам собственности является важным аспектом исследования общественных наук и философии. Это помогает нам лучше понять, какие оценки и принципы лежат в основе нашего общества и как они связаны с экономической структурой.