Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова - это одно из самых знаменитых произведений русской литературы XX века, которое сегодня является объектом обсуждения и исследования для литературоведов и культурологов. Считается, что именно Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита» создал систему образов романа, которая является одной из наиболее значимых в истории литературы.
Система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Система образов романа «Мастер и Маргарита» состоит из многих различных элементов, которые соединены между собой в определенную композиционную структуру. Наиболее важными элементами этой системы являются персонажи, мотивы, темы, символы и литературные жанры. Каждый из этих элементов взаимодействует с другими и формирует единую художественную идею романа.
Персонажи романа «Мастер и Маргарита» представляют собой разнообразные, интригующие и запоминающиеся характеры. Они разделены на две реальности - мир Москвы 1930 года и мир Понтия Пилата. Некоторые персонажи представляют мир реальности, другие - мир фантазии. Однако все они являются насыщенными и социально значимыми типами - Мастер, Маргарита, Воланд, Азазелло, Берлиоз, Бегемот и др. Каждый персонаж дополняет картину мира, которую создал Булгаков, и вносит свой вклад в развитие сюжета.
Мотив двойничества в романе
Мотив двойничества - это один из важнейших мотивов, который присутствует в романе «Мастер и Маргарита». Он связан с темой двуличности, лжи, маскировки и обмана. В романе мотив двойничества закодирован тремя персонажами: Мастером и Воландом, Маргаритой и Вареником, Понтием Пилатом и Иешуа Христом.
Воланд может рассматриваться как двойник Мастера, поскольку оба они являются воплощением творческого начала. Однако Воланд представляет темную сторону этого начала, в то время как Мастер - светлую. Они являются противоположностями, которые взаимодействуют в романе.
Мотив двойничества также связан с персонажем Маргариты. В ее истории есть два мужчины - Михаил Александрович Берлиоз и Иван Николаевич Пономарев. Но и эта последовательность не проста. Иван Николаевич говорит об одной своей стороне Жанна д’Арк, однако, ее не существует, и это опять является намеком на то, что многие персонажи романа обладают двойниками в виде других персонажей.
Наконец, мотив двойничества заключается в антитезе между Понтием Пилатом и Иешуа Христом, которые являются друг другу двойниками в романе. Их противостояние символизирует духовную борьбу, которую ведут люди на протяжении всей истории человечества.
Вывод
Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова представляет систему образов, в которой каждый элемент является важным для создания единой художественной идеи. Мотив двойничества является одним из ключевых мотивов этого произведения, он связан с темой двуличности, обмана и противостояния добра и зла. Булгаков использовал этот мотив, чтобы создать более глубокую картину мира в своем романе, и дал возможность читателю задуматься над вопросами о смысле жизни, морали и нравственности.