Литье является одной из основных технологических операций в производственных процессах машиностроения. Это процесс формования изделий под давлением или застывания расплавленного металла или сплава в специальной форме. При литье металл расплавляется и затем заливается в определенную форму, после чего остывает и застывает, принимая форму формы. В данном разделе будут рассмотрены основные виды литья в машиностроении.
1. Литье под давлением. Этот вид литья основан на применении давления, чтобы заливать расплавленный металл в форму. Его преимущества включают высокую точность размеров и поверхностей изделий, возможность производства тонкостенных и сложноформованных деталей. Литье под давлением подразделяется на следующие виды:
- Низкодавлений – осуществляется при давлении до 25 МПа;
- Высокодавлений – применяется давление от 25 до 100 МПа;
- Давлением вакуума – процесс осуществляется при создании вакуума внутри формы, что позволяет снизить возникновение газопоров и пустот в изделии;
- Литье под давлением газа – процесс, при котором газ, например, азот или воздух, проталкивает расплавленный металл в форму.
2. Литье в песчаные формы. В этом виде литья расплавленный металл заливается в специально подготовленную форму из песчаной смеси. Песчаная смесь предварительно компактируется и формуется вокруг модели изделия или черепицы. После застывания металла форма разбирается и из нее извлекается готовое изделие. Этот метод широко используется в производстве больших и сложноформованных деталей, включая двигатели и корпуса машин.
3. Слитное литье. Этот метод литья включает в себя использование затвердевшего каркаса, называемого стержнем. Металл расплавляется и заливается вокруг стержня, который имеет форму будущего изделия. После застывания металла стержень удаляется, оставляя пустоту. Этот метод часто используется для производства промышленных труб и других трубчатых изделий.
4. Инвестиционное литье. Инвестиционное литье - это метод литья, используемый для создания сложных, точных и структурно сложных деталей. В этом процессе форма делается из множества моделей из пластика или воска. Модели связываются со взаимосвязанной системой капилляров, а затем погружаются в керамическую смесь. Затем смесь подвергается обжигу для удаления пластика или воска и закрепляется. После этого в форму заливается расплавленный металл, который застывает и принимает форму формы.
5. Кокильное литье. Кокильное литье также используется для производства простых и сложных деталей. В этом методе форма создается из металла или сплава, который имеет прочный и твердый корпус. Металл расплавляется и заливается в форму, а затем остывает и принимает форму каверны. Отличительной особенностью как литья, так и формы является их высокая теплоотдача, что позволяет получить детали с более низкой вероятностью деформации и лучшими свойствами.
6. Центробежное литье. Центробежное литье используется для создания деталей с цилиндрической симметрией, таких как колесные диски. В этом процессе расплавленный металл заливается в цилиндрическую форму, которая вращается с высокой скоростью. Под воздействием центробежной силы металл распределяется равномерно по стенке формы. Затем форма остывает, и готовое изделие извлекается.
В заключение, литье является важным процессом в производственных процессах машиностроения. Основные виды литья включают литье под давлением, литье в песчаные формы, слитное литье, инвестиционное литье, кокильное литье и центробежное литье. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применение в зависимости от требуемых свойств и конструкции изделий. Выбор наиболее подходящего метода определяется конкретной ситуацией производства и требованиями к деталям.